В своем развитие летописание на белорусских землях прошло 3 этапа:
- 1. Зарождение (XII – XIV вв.);
- 2. Расцвет (XV – XVI вв.);
- 3. Угасание (XVII – XVIII вв.).
Период расцвета совпал с развитием белорусско-литовского летописания. Все сохранившиеся до нашего времени летописные источники этого периода относятся к 3 летописным сводам:
1. Летописец великих князей литовских (Никифоровская, Академическая, Супрасльская, Слуцкая (Уваровская) летописи). Свод составлен из 3 основных частей: общерусской; смоленской; летописца великих князей литовских.
Свод был сложен в 1446 г. Первые записи были сделаны в Смоленске, закончен свод также в Смоленске.
2. Хроника Великого княжества Литовского и Жамойского (летопись Красинского, Ольшевская, Румянцевская, Тихонравова, Познанская, Евреиновская, Патриаршая А и Б, летопись Археологического общества). Для этого свода характерен отказ от общерусской части и включение легенды о происхождение великих князей от знатных римлян. Датируется 1520-ми годами, создан в среде Гаштольдов и князей Гольшанских.
3. Хроника Быховца – наиболее полный летописный свод. Создан в 1560-е годы, составлен несколькими лицами, близкими к роду князей Слуцких. Возможно, создан в Новогорудке. Включает оригинальные материалы, отсутствующие в двух других сводах.
Баркулабовская летопись – написана духовником князей Соломерецких священником Федором Филипповичем в 1580 – 1608 гг. Главное содержание – события, происходившие в селе Баркулабове, его окрестностях, Быхове и Могилеве. Относится к переходному жанру – отход от летописных традиций, мемуарный характер повествования.
Источники личного происхождения – группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в автокоммуникации (как процессов становления межличностных отношений и самосознания личности).
Источники личного происхождения делятся на:
1. Автокоммуникативные (дневники).
2. Источники, устанавливающие межличностную коммуникацию:
- с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, мемуары-автобиографии, адресованные потомкам мемуариста)
- с неопределенным адресатом (мемуары – современные истории, эссе, исповеди).
К первым произведениям мемуарного жанра в Беларуси относятся:
- Исторические записки Федора Евлашевского (1603-1604 гг.);
- Диариуш Самуила Маскевича;
- Диариуш Богуслава Маскевича;
- Диариуш Адама Каменского-Длужика;
- Диариуш Афанасия Филипповича.
Классификация произведений мемуарного жанра опирается на соотношение личного и исторического:
1. Мемуары-автобиографии.
2. Мемуары - современные истории.
К эпистолярным источникам относят письма, записки, послания, доносы, прошения, поздравления, жалобы, телеграммы. Отличают официальную и частную переписку.
Письма подразделяют на следующие виды:
- 1. Письма в периодические издания;
- 2. Письма в учреждения;
- 3. Письма политическим, общественным деятелям, ученым, представителям искусства;
- 4. Частная переписка (традиционно-ритуальная, эмоционально-интимная, интеллектуально-эмоциональная).
Отличительные видовые признаки эпистолярных источников:
- непосредственно и открытое выраженное личное начало (чувства, эмоции, взгляды);
- безусловное воздействие цензуры и автоцензуры;
- синхронный характер воссоздания действительности;
- основное функциональное назначение – быть средством общения и информации.