Вопросы для самоконтроля по разделу "ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ"
3. Какие гуманитарные, естественные и точные науки взаимодействуют с источниковедением и помогают решать источниковедческие задачи? Приведите примеры изучения исторических источников с помощью других наук.
4. Охарактеризуйте функции источниковедения как науки.
5. Покажите взаимосвязь теоретического и практического уровня источниковедения.
6. Охарактеризуйте систему «автор – источник – познающий субъект».
14. Охарактеризуйте основные этапы в развитии источниковедения истории Беларуси.
Вопросы для самоконтроля по разделу «ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ»
1. Определите роль письменных источников для изучения истории Беларуси.
2. Охарактеризуйте состав архивных фондов по истории Беларуси.
3. Назовите основные публикации источников по истории Беларуси.
5. Назовите основные памятники законодательства земель Руси IX—XIII вв.
6. Назовите основные законодательные источники периода ВКЛ.
7. Перечислите типы и виды законодательных документов конца XVIII — нач. XX вв.
8. Определите состав законодательных документов новейшего времени, приведите их классификацию.
10. Приведите классификацию актовых источников.
11. Назовите основные этапы развития актовых материалов.
12. Определите сущность метода формулярного анализа.
13. Охарактеризуйте общие принципы изучения материалов делопроизводства.
14. Объясните в чем состояли особенности организации делопроизводства в ВКЛ.
15. Составьте характеристику сеймовых материалов XV – XVIII вв.
8. Объясните специфику судебно-следственной документации новейшего времени, особенности их изучения.
19. Определите понятие «статистические источники».
21. охарактеризуйте статистические источники по истории Беларуси XІХ – нач. ХХ вв.
22. Назовите разновидности статистических источников по истории Беларуси новейшего времени.
23. Объясните методику сбора статистических данных и назовите методы статистического анализа.
24. Охарактеризуйте летописи и хроники как источники по истории Беларуси.
25. Дайте определение понятий: протограф, летописный список, летописный свод, летописная редакция.
27. Перечислите разновидности источников личного происхождения.
29. Назовите произведения историко-мемуарного характера XVI—XVII вв.
30. Назовите мемуарные произведения XVIII в.
32. Определите особенности мемуарной литературы ХІХ в.
33. Охарактеризуйте мемуары новейшего времени.
34. Определите понятия «эпистолярный источник», “эпистолярный комплекс”.
35. Приведите примеры основных эпистолярных комплексов нового и новейшего времени.
36. Охарактеризуйте проблемы атрибуции и публикации эпистолярных источников.
37. Определите особенности изучения публицистических и литературных произведений.
38. Определите основные черты литературных произведений XI—XIII вв.
39. Охарактеризуйте специфику житийной литературы.
41. Приведите классификацию и систематизацию периодических изданий.
43. Определите влияние цензуры на развитие периодической печати.
44. Охарактеризуйте проблему источниковедческого изучения периодической печати.
Вопросы и задания по разделу «ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ»
№ 1
1. Дайте определение понятий: «источниковедение», «локализация», «интерпретация», «внутренняя критика источника».
2. Классифицируйте источник (по типологической классификации С.О. Шмидта):
- Борисов камень;
- Судебник Казимира;
- Картина В. Ваньковича «А. Мицкевич на скале Аюдаг»;
- Ермаловiч М. Па слядах аднаго мiфа. – Мн., 1993;
- Возложение цветов к могиле неизвестного солдата;
- Фотографии белорусских городов и их жителей, сделанные в 1920-1930-е годы.
3. Назовите виды документальных источников и приведите 2-3 примера по каждому виду.
4. Назовите виды систематизации исторических источников.
5. На конкретном примере покажите, какими методами устанавливается подделка исторического источника.
№ 2
1. Дайте определение понятий: «теоретическое источниковедение», «исторический источник», «атрибуция», «достоверность».
2. Классифицируйте письменный источник (определите его видовую принадлежность):
- Кревская уния 1387 г.;
- Конституция БССР 1937 г.;
- Выступление президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на открытии Национальной библиотеки в июне 2006 г.;
- Переписка Владимира Колесника с Янкой Брылём;
- Патоличев Н.С. Испытание на зрелость. – М., 197;.
- Доўнар-Запольскі М.В. Гісторыя Беларусі. – Мн.: БелЭН, 1994.
3. Назовите виды источниковедческой эвристики и укажите их особенности.
4. Объясните, что включает в себя изучение текста исторического источника.
5. Назовите методы установления подлинности или подделки исторического источника.
№ 3
1. Дайте определение понятий: «систематизация исторических источников», «эвристика», «точность».
- Короткевич В. Дикая охота короля Стаха. – Мн., 1978;
- Мобильный телефон;
- Малецкi Я. Пад знакам пагонi. Успамiны. – Таронта, 1976;
- Магдебургская грамота г. Полацку, 1498 г.;
- Медаль Ф. Скорины;
- Картина В. Ваньковича «А. Мицкевич на скале Аюдаг».
3. Объясните, что такое авторский стиль. Что позволяет установить анализ авторского стиля?
4. Объясните, что такое прямая и косвенная информация. Приведите примеры.
5. Назовите основные признаки поддельности исторического источника.
№ 4
1. Дайте определение понятий: «прикладное источниковедение», «хронологическая систематизация источников», «синтез исторической информации источников».
3. Классифицируйте источник (по типологической классификации С.О. Шмидта):
- Белая (Каменецкая) Вежа;
- Кинофильм Ю. Тарича «Лесная быль»;
- Нотная запись музыки государственного гимна БССР;
- Распоряжение Брестского магистрата об обязательном посещении жителями города бани. 19 марта 1919 г.;
- Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: «Индрик». – 324 с.;
- Обычай «Каравай» во время празднования свадебного обряда.
4. Назовите цель и составные части внешней критики источников.
5. Назовите, какие явления не являются историческими источниками, объясните почему и приведите примеры.
6. Какие факторы влияют на качество информации исторического источника (полноту и точность)?
№ 5
1. Дайте определение понятий: «оригинал», «классификация исторических источников».
2. Назовите типы исторических источников по классификации С.О. Шмидта, проиллюстрируйте примерами.
3. Перечислите основные этапы источниковедческой работы.
4. Отметьте, какому принципу систематизации в левой колонке соответствуют группы источников, указанные в правой колонке:
Географический (региональный) |
· Источники по проведению «волочной померы» |
Хронологический |
· Источники по жизни и деятельности великого литовского князя Витовта |
Этнический |
· Источники по истории западных областей Беларуси в 1921-1939 гг. |
Персональный |
· Источники по истории средних веков |
Государственный |
· Источники по истории Беларуси |
Проблемный |
· Источники по истории татар на белорусских землях |
5. Перечислите причины (мотивы) изготовления поддельных исторических источников, приведите примеры.
6. Объясните, как определяется достоверность исторических источников.
№ 6
1. Дайте определение понятий: «остатки и предания», «региональная систематизация источников», «репрезентативность».
2. Классифицируйте источник (по типологической классификации С.О. Шмидта):
- Хроника Быховца;
- Крест Ефросиньи Полоцкой (мастер Николай Кузьмич);
- Рисунки Наполеона Орды;
- Одежда и обувь жителей Беларуси, изготовленная в XIX в.;
- Герб «Погоня»;
- Минута молчания.
3. Назовите виды письменных источников, приведите 2-3 примера по каждому виду.
5. Назовите задачи исторического источниковедения.
6. Объясните, в чем сущность и цели синтеза исторической информации источников.
№7
1. Дайте определение понятий: «факсимильные публикации», «библиотечный каталог», «статистика», «подделка».
3. Объясните, как выглядит сеть архивных учреждений Республики Беларусь. Охарактеризуйте состав архивных фондов.
5. Составьте хронологическую систематизацию источников по истории Беларуси периода ВКЛ, в каждой группе приведите примеры конкретных источников.
№ 8
1. Дайте определение понятий: «архивная эвристика», «герменевтика», «фальсификация».
2. Определите основные перспективы развития источниковедения истории Беларуси.
3. Укажите виды публикаций исторических источников. Охарактеризуйте проблемы, возникающие в процессе работы над опубликованными источниками.
4. Объясните, в чем разница между документальными и повествовательными источниками.
5. Составьте проблемную систематизацию источников по истории Беларуси периода Речи Посполитой, в каждой группе приведите примеры конкретных источников.