Тема 3. Основные этапы источниковедческого исследования

После определения темы, цели и задач научного исследования наступает первый этап источниковедческой работы:

Источниковедческая эвристика – процесс поиска, выявления и сбора исторических источников. Рационально организованная работа на этом этапе позволяет сэкономить время, силы и финансовые средства. Исследователь должен ориентироваться в вопросах:

  • где искать?
  • как искать?
  • какие источники искать?
  • как собирать источники?

Различают несколько видов эвристики.

Библиографическая эвристика разрабатывает способы поиска литературы в библиотеке – это работа с библиографическими указателями, энциклопедическими изданиями, библиотечными каталогами (систематическим, алфавитным, электронным). Знакомство с научной литературой по теме исследования позволит получить представления о круге источников по изучаемой проблематике и месте их нахождения.

В ходе проведения библиографической эвристики можно найти публикации исторических источников по теме исследования. Публикации источников делятся на следующие виды:

1. Научные публикации исторических источников. Разработкой правил научной публикации исторических источников занимается специальная научная дисциплина – археография. Научные публикации источников всегда оснащены справочным аппаратом, научными комментариями, именным и географическим указателями. Факсимильная публикация передает внешний вид исторического источника (издание Статута 1588 г.).

2. Научно-популярные публикации исторических источников служат для популяризации истории и рассчитаны на широкую аудиторию. Источники в них переведены на современный язык и адаптированы для понимания обычным человекам.

3. Литературно-художественные публикации исторических источников – перевод на современный язык, в результате которого происходит частичное искажение смысла и содержания исторического источника.

4. Учебные публикации исторических источников предназначены для образовательных целей, представляют собой адаптированные для понимания обучаемых тексты, зачастую в выдержках и извлечениях.

5. Публикации в сети Internet – здесь можно найти публикации исторических источников, относящие ко всем видам.

Архивная эвристика осуществляется в архивах, рукописных отделах библиотек, фондах музеев, частных коллекциях. На первом этапе поиска следует уточнить, используя архивные или музейные путеводители наличие в архиве или музее источников по теме исследования. Сеть архивных учреждений в Беларуси выглядит следующим образом:

Национальный архив Республики Беларусь

Национальный исторический архив Беларуси

Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно

Государственные архивы общественных объединений (Гомельской, Гродненской и Могилевской областей)

Государственные архивы Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей

Зональные архивы

Полевая эвристика осуществляется в ходе проведения археологических, этнографических, краеведческих экспедиций, а также в ходе сбора устных воспоминаний.

Поиск исторических источников в глобальной компьютерной сети Internet осуществляется через 1) систему гиперссылок; 2) специализированные средства поиска в сети (тематические каталоги, поисковые системы, метапоисковые системы, программы ускоренного поиска).

После того, как произведен сбор источников, определяется их классификационная принадлежность, источники систематизируются, исходя из цели и задач исследования.

Следующим этапом работы с источником является внешняя критика. Главная цель внешней критики – установить подлинность исторического источника, т.е. определить, имел ли место источник как исторический факт. Под подлинностью источника понимается действительное происхождение источника от того автора (коллектива, учреждения), который обозначен или подразумевается в тексте источника. Внешняя критика исследует внешние признаки источника, в том числе внешние реквизиты (печати, подписи, штампы, филиграни и пр.).

Анализ письменного источника начинается с изучения текста. Текст – это систематически организованная последовательность знаков. На первом этапе работы с текстом происходит его прочтение (при необходимости с помощью методов палеографии). На втором этапе изучается грамматика и лексика текста, используются диалектные и толковые словари и справочники, изучаемый текст сравнивается с созданными в то время источниками. На третьем этапе исследователь определяет, какую форму источника он изучает (оригинал, список, редакцию). Затем выявляется сложный характер текста (интерполяции, глоссы, контаминации, компиляции). Наиболее ценными для исследователя являются оригиналы – источники, написанные рукой автора.

Изучение текста источника сопряжено с восстановлением утраченных фрагментов текста – реконструкции.

Изучение текста источника завершается его интерпретацией (истолкованием), т.е. определением смысла текста путем объяснения значения слов, учитывая исторический контекст, условия создания источника и намерения автора. В этом помогает герменевтика – наука и искусство истолкования.

Внешняя критика исследует историю и происхождение текста источника. Датировка, т.е. установление времени создания источника, проводится в три этапа: 1) определение прямой временной информации (год, индикт, месяц, день и час, когда был создан источник); 2) косвенной информации о времени создания источника (годы жизни автора источника и упомянутых в источнике лиц, время, когда они занимали должности или носили титулы, звания, чины, указанные в источнике, периоды бытования слов и единиц измерения); 3) синтез прямой и косвенной информации – сравнение показателей прямой и косвенной информации и определение правильной даты создания источника (или временного коридора, когда он мог быть создан).

Локализация – установление места создания исторического источника. Локализовать источник можно с помощью исторической географии, данных топонимики, исторической лингвистики (используя диалектные особенности текста). Для определения места создания источника следует установить прямую пространственную информацию, проанализировать косвенную информацию о месте создания источника, осуществить синтез прямых и косвенных сведений о месте создания источника.

Атрибуция исторического источника представляет собой определение автора (или авторов) источника. На первом этапе проводится анализ прямой информации об авторе, т.е. его имени, отчестве, фамилии, прозвище. На втором – косвенная информация. В нее входят титул, должность, псевдоним, социальный статус, информация о местонахождении автора, его знание топографии местности, которую он описывает. Особое внимание уделяют изучению авторского стиля – порядка следования частей речи в предложении, использования автором определенных слов и выражений.

Внешняя критика источника подразумевает выяснение исторических условий и обстоятельств его создания.

Несоответствие между прямой и косвенной информацией о времени, месте создания и авторе источника позволяет выявить подделки и подлоги – источники, которые изготавливались в более позднее время, подражали стилю или приписывались автору более ранней эпохи. Иногда подлинные источники частично искажаются путем сокращения, исправления, внесения позднейших вставок. Такие источники называются сфальсифицированными.

Причины изготовления подделок:

  • меркантильные соображения автора или заказчика подделок;
  • идеологические причины;
  • амбиции исследователей, пытающихся выдвинуть новую научную концепцию или гипотезу;
  • амбиции коллекционеров, стремящихся поднять интерес к своей коллекции;
  • розыгрыш.

Следующим этапом изучения источника является внутренняя критика. Цель внутренней критики – определить качество информации, содержащейся в источнике и раскрыть его информационный потенциал. Для этого определяются такие характеристики информации как:

  1. достоверность – степень соответствия информации, заложенной в источнике, исторической действительности;
  2. полнота – степень отражения в источнике черт, наиболее присущих историческим процессам, явлениям и событиям, описанным в источнике;
  3. точность – степень передачи отдельных деталей, подробностей о событиях прошлого.

На качество информации, транслируемой источником, влияют следующие факторы:

  • был ли автор очевидцем описываемых событий;
  • время создания источника (особенности исторической эпохи);
  • индивидуальные особенности автора;
  • психология социальной (конфессиональной, политической) группы, к которой принадлежал автор;
  • жанр или форма источника;
  • цель, с которой источник был создан.

Завершающим этапом работы с историческим источником является синтез исторической информации. На этом этапе исследователь обобщает сведения, полученные в результате проведенной внешней и внутренней критики, сравнивает данные различных источников об исторических фактах и моделирует историческую ситуацию. При этом устанавливается репрезентативность источника, т.е. насколько он адекватно представляет исторический процесс или явление.

Важно установить научную ценность информации источника, определить, какая часть сведений и каким образом может использоваться в исторических исследованиях.