1. Понятие афинского гражданства.
2. Государственное устройство Афин в V в. до н.э.
3. Система воспитания афинских граждан.
4. I Афинская морская держава.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При разработке первого вопроса темы выясните, кто в Афинах мог претендовать на получение статуса гражданина, и какие преимущества получал его обладатель. Обратите внимание на институт эфебии, существовавший в афинском полисе, познакомьтесь с текстом клятвы эфебов.
Изучение второго вопроса следует начать с характеристики основных органов демократической власти: народного собрания, Буле, Гелиэи, магистратур. Необходимо рассмотреть их состав и полномочия, порядок формирования и функционирования. Подумайте, чем было обусловлено различие в процедуре формирования отдельных полисных институтов власти.
Обратите внимание на то, как изменилось положение коллегии стратегов, ареопага, коллегии 9 архонтов в системе управления афинским полисом по сравнению с эпохой архаики.
В Афинском государстве четко выделяются три ветви власти. Характеризуя судебную систему, определите ее специфику, уясните содержание и значение института «графэ параномон».
Большое значение уделялось в Афинском полисе воспитанию граждан. Анализируя материал по этому вопросу, выясните, какие цели преследовала созданная в Афинах система воспитания, выделите ее основные компоненты. Уясните сущность понятия «калокагатия».
Благосостояние Афин во многом обеспечивалось за счет эксплуатации их союзников – членов I Афинского морского союза. Изучая историю союза, определите причины его создания и эволюцию, проанализируйте процесс превращения Афин в его гегемона, а также способы эксплуатации афинянами своих союзников.
В обобщающем выводе по теме семинара определите, в чем состоит историческая прогрессивность и ограниченность афинской демократии.
В процессе работы над темой студент должен усвоить следующие:
• понятия: эфебия, софронисты, докимасия, экклесия, псефизма, Буле, притания, пританы, магистратуры, стратеги, гелиея, «графэ параномон», Ареопаг, литургии, педагог, калокагатия, симмахия, Афинский морской союз, Делосская симмахия, Афинская архэ, форос.
Практическое задание: заполните таблицу
Система управления Афинским полисом в V в. до н.э.
Органы власти | Состав, порядок формирования | Полномочия | Механизм функционирования |
---|---|---|---|
1. Экклесия | |||
2. Буле | |||
3. Гелиэя | |||
4. Коллегии |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Античная демократия в свидетельствах современников. – М. : Ладомир, 1996. – С. 63–84, 91–100, 179–185, 188–194, 198–206, 233–278, 309–312, 319–330 // http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_demokratiya/index.htm
2. Практикум по истории Древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. –М., – 1988. – С. 46–65.
3. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. – М., 1964. – С. 210–238.
4. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М. : Высшая школа, 1988. – С. 191–203 //http://www.sno.pro1.ru/lib/vinnichuk_ludi_nravy_grezii_i_rima/index.htm
5. Зайцев, И. Народовластие в Афинском государстве / И. Зайцев // История. – 1988. – № 1. – С. 4–7.
6. Кудрявцева, Т.В. Народный суд в демократических Афинах / Т.В. Кудрявцева. – СПб. : Алетейя, 2008. – С. 146–188.
7. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев. – Ч. I. Государственные и военные древности. – СПб., 1993. – С. 200–246 // http://www.sno.pro1.ru/lib/lat/index.htm
8. Ленская, В.С. Архонт-басилевс в Афинах / В.С. Ленская // ВДИ. – 2001. – № 4. – С. 126–141 // http://www.sno.pro1.ru/lib/vdi/2001/vdi-4-2001.pdf
9. Маринович, Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению / Л.П. Маринович. – М. : КДУ, 2007. – С. 39–69 // http://www.sno.pro1.ru/lib/marinovich_antichnaya_demokratiya/index.htm
10. Паршиков, А.Е. Организация суда в Афинской державе / А.Е. Паршиков // ВДИ. – 1974. – № 2. – С. 57–68.
11. Суриков И.Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н.э. // ВДИ. – 1995. – № 1. – С. 23–40.