ТЕМА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В АТТИКЕ
(VIII–VII вв. до н.э.)

1. Общая характеристика периода VIII–VI вв. до н.э. в истории Древней Греции. Великая греческая колонизация.

2. Синойкизм Тесея и формирование афинского полиса.

3. Социально-экономическое и политическое развитие Афин в VIII – первой половине VII в. до н.э.

4. Борьба демоса со знатью во второй половине VII в. до н.э.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке первого вопроса семинара необходимо выявить новые тенденции в экономике и сфере социально-политических отношений, которые составили главное содержание архаического периода истории Древней Греции. Особое внимание следует уделить процессу Великой греческой колонизации. Вспомните, почему колонизационное движение греков VIII–VI вв. до н.э. называют «великим». Определите его причины и основные направления. Обратите внимание на порядок выведения и основания колоний, роль Дельфийского оракула в этом процессе. Анализируя характер отношений колоний с метрополиями, подумайте над следующими вопросами: в чем отличие греческой колонизации от финикийской, какова роль колоний в греческом мире и каково значение Великой греческой колонизации.

Приступая к рассмотрению вопросов, связанных с возникновением и становлением Афинского полиса необходимо, прежде всего, понять, что послужило основой для синойкизма Тесея, почему центром объединения Аттики стали именно Афины, в чем сущность и значение синойкизма.

Далее следует выяснить, почему период VIII – первой половины VII вв. до н.э. в историографии принято называть периодом господства родовой знати (эвпатридов). Разберитесь, на чем основывалось могущество родовой знати, в каких сферах жизни афинского общества проявлялось господство эвпатридов.

Становление Афинского государства проходило в условиях острейшей борьбы демоса со знатью. Охарактеризуйте положение рядовых земледельцев в первой половине VII в. до н.э. Уяснив основные требования демоса, приступайте к изучению ключевых событий борьбы с эвпатридами во второй половине VII в. до н.э. (Килонова смута и законодательство Драконта).

Определите цель выступления Килона и причины его поражения, роль представителей рода Алкмеонидов в этих событиях, познакомьтесь с оценкой «килоновой смуты» в историографии.

Первым завоеванием демоса в борьбе с эвпатридами стала запись законов, осуществленная архонтом Драконтом. Следует познакомиться с их содержанием и определить значение кодификации права. Обратите внимание на новые законы, которыми Драконт дополнил действовавшие правовые нормы, объясните, чем обусловлено их появление. Оценивая итог борьбы демоса со знатью во второй половине VII в. до н.э., подумайте, почему проведенная Драконтом запись законов – всего лишь уступка аристократической знати демосу.

В процессе работы над темой студент должен усвоить следующие:

понятия: гоплит, фаланга, «гоплитская революция», тирания, «старшая тирания», великая греческая колонизация, метрополия, колония (апойкия), «Великая Греция», ойкист, Дельфийский оракул, Аттика, синойкизм, эвпатриды, геоморы, демиурги, архонты, архонт-эпоним, басилей, полемарх, фесмофеты, Ареопаг, «килонова смута», «килонова скверна»;

персоналии: Тезей, Афина, Килон, Алкмеониды, Драконт;

крылатые слова и выражения: «сибарит», «сибаритство», «Драконовы меры».

Практическое задание: заполните таблицу

Организация управления в Афинах в VIII–VI вв. до н.э.

Органы управления и их функцииДо реформ СолонаПосле реформ СолонаПосле реформ Клисфена
1. Ареопаг   
2. Коллегия 9-ти архонтов   
3. Экклесия   
4. Буле   
5. Гелиэя   

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – СПб. : Алетейя, 2000. – С. 163–164 // http://www.sno.pro1.ru/lib/antologiya_istochnikov_greziya/antologiya_istochnikov.pdf

2. Античная демократия в свидетельствах современников. – М. : Ладомир, 1996. – С. 31–33, 107–108 // http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_demokratiya/index.htm

3. Геродот. История. – Книга I, 29–33, 59–64; Книга V, 55–57, 62–73. (Любое издание).

4. Практикум по истории Древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. – М., 1988. – С. 32–45.

5. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. – М., 1964. – С. 139–175.

6. Античная Греция. Проблемы развития полиса. – Т. 1. Становление и развитие полиса. – М. : Наука, 1983. – С. 128–154 // http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_greziya_problemy_razvitiya_polisa/index.htm

7. Бузескул, В.П. История афинской демократии / В.П. Бузескул. – СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003. – 480 с. // http://www.sno.pro1.ru/lib/buzeskul_istoriya_afinskoy_demokratii/index.htm

8. Зайцев, И. Народовластие в Афинском государстве / И. Зайцев // История. – 1998. – № 1. – С. 3–7.

9. Зельин, К.К. Олимпионики и тираны / К.К. Зельин // ВДИ. – 1962. – № 4. – С. 21–29 // http://www.sno.pro1.ru/lib/vdi-sbornik/9.htm

10. Ленская, В.С. Архонт-басилевс в Афинах / В.С. Ленская // ВДИ. – 2001. – № 4. – С. 126–141 // http://www.sno.pro1.ru/lib/vdi/2001/vdi-4-2001.pdf

11. Томашевская, М. Историческая проза античности / М. Томашевская // Историки античности: В 2 т. – Т. 1. Древняя Греция. – М. : Правда, 1989. – С. 6–17.

12. Туманс, Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н.э.) / Х. Туманс. – СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. – С. 183 – 199 // http://www.sno.pro1.ru/lib/tumans_rozhdenie_afiny/index.htm

13. Фролов, Э.Д. Рождение греческого полиса / Э.Д. Фролов. – Л. : Издательский дом С.-Петербургского университета, 2004. – С. 64–83 // http://www.sno.pro1.ru/lib/frolov_rozhdenie_grecheskogo_polisa/index.htm