ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Политическое лидерство: сущность и историческая эволюция» представляет одну из важных отраслей политического знания. Процессы, происходящие в социально-политической сфере в Республике Беларусь, государствах СНГ и Европейского союза, указывают на необходимость владения специалистами в различных гуманитарных и социальных областях научной информацией о месте и роли лидерского фактора в современных политических практиках.

Учебный курс «Политическое лидерство: сущность и историческая эволюция» относится к специализированному модулю и ориентирован на повышение гуманитарной составляющей при подготовке специалистов. Исследуя сферу политических практик, осуществляемых различными политическими лидерами как на национальном, так и на международном уровнях, данная учебная дисциплина вызывает большой интерес в студенческой среде, стимулируя политическую активность студентов, гражданскую ответственность, их умение вести полемику и оптимизировать свое участие в политических процессах.

Основной целью курса «Политическое лидерство: сущность и историческая эволюция» является усвоение студентами основных понятий, связанных с политическими элитами и феноменом политического лидерства, классических источников, составляющих методологический базис данной дисциплины, знакомство с современными политическими процессами в мировом сообществе, а также развитие у студентов способностей и навыков к исследовательской работе.

Задачи курса:

– обеспечить усвоение предметной специфики дисциплины, а также дать знания о предпосылках и этапах ее развития как самостоятельной отрасли знания;

– создать условия для освоения категориального аппарата, привнесенного в современную политическую науку теориями политических элит, лидерства и коммуникаций;

– ознакомить студентов с проблематикой деятельности современных политических элит, государственных лидеров, методами и технологиями их воздействия на локальные и национальные сообщества;

– сформировать научные представления о главных тенденциях политического развития современного постиндустриального общества сквозь призму взаимодействия лидеров и их последователей;

– способствовать формированию ответственной гражданской позиции и политической активности студентов.

В результате изучения дисциплины студент:

Должен знать:

– особенности теории современных политических элит как отраслевой дисциплины, ее предмет, задачи, функции, категории, этапы становления и развития;

– основные социологические учения о политических элитах, лидерстве, их коммуникативных стратегиях;

– политические характеристики основных субъектов политического лидерства в современном обществе;

– сущность общественных институтов, правовые и политико-культурные условия, регламентирующие деятельность государственных лидеров;

– особенности структурно-функциональных характеристик политических лидеров;

– особенности рекрутирования политических элит и лидеров в Республики Беларусь.

Уметь:

– применять политическое знание на практике;

– объяснить причины политических изменений современного общества;

– сочетать фундаментальные политические знания с данными эмпирических исследований;

– обобщать и делать практические выводы, направленные на совершенствование политических основ современного общества.

Должен владеть:

– способностями собирать и анализировать информацию социально-политического характера, обрабатывать данные, опираясь на современные социологические методики и политологические методы для решения социально-политических задач;

– базовыми навыками использования результатов проведенных исследований для решения конкретных проблем в социально-политической сфере.

Методы обучения.

В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных социальных задач, следует выделить:

– технологии проблемно-модульного обучения;

– технологии учебно-исследовательской деятельности;

– коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, работа в парах и малых группах с целью обсуждения проблемных вопросов, учебные дебаты, в том числе и при обсуждении учебных фильмов);

– игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в ролевых и других имитационных играх.

Данный курс опирается на предварительное изучение студентами интегрированного модуля «Политология», предусмотренного учебным планом по специальности.

Всего часов по дисциплине – 72, из них аудиторных – 34 часа.

По итогам учебной работы предполагается проведение зачета.

В силу того, что данный учебный курс предлагается по выбору для всех специальностей университета очной и заочной формы обучения, что, в свою очередь, предполагает различное распределение часовой нагрузки, в УМК не приводится детальная расчасовка в рамках Учебной программы курса.