План
2. Методологические принципы деятельностного подхода
3. Методология социального конструктивизма и изучение политического лидерства
4. Методологические основания изучения конкретных случаев лидерства
5. Контекстуальная модель исследования политического лидерства А. Амметера
6. Контекстуальная модель исследования политического лидерства Т.Хаугтона
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Методологические принципы концепция Вебера и Парсонса в контексте изучения политического лидерства
Для анализа социальных систем, в которые включен человек, используется понятие «деятельность». Попытки осуществить анализ социальной организации общества как совместно мотивированной деятельности людей были предприняты в свое время известными социологами М.Вебером и Т.Парсонсом. Если суммировать разработанную ими концепцию «социального действия», то ее можно свести к следующим пунктам:
а/ познание общества возможно только через анализ действий индивидов;
б/ социальное действие имеет определенную структуру: действующее лицо, цель, ситуация (условия), нормативная ориентация, реакция предмета действия;
в/ несмотря на то, что социальное действие испытывает на себе сильное воздействие социальной организации общества и заданных ею образцов поведения, в своей основе оно является внутренне мотивированным, носит целенаправленный (рациональный) характер, обладает по отношению к внешнему миру активностью и творчеством;
г/ всякое социальное действие имеет свой «субъективный смысл», включающий как субъективную мотивацию индивида или группы, так и социальные ожидания – ориентацию на другого человека;
д/ основу детерминации социального действия составляет социокультурный фактор, включающий соответствующую «картину мира»;
е/ в различных обществах исторически господствуют различные типы социального действия;
ж/ социальное действие как предмет научного анализа может выступать в предельно абстрагированной форме – как «идеальный тип».
2. Методологические принципы деятельностного подхода
Согласно теоретиков деятельностного подхода (Л.Выготский, А.Леонтьев, М.Демин, С.Рубинштейн, Г.Щедровицкий и др.), элементы структуры человеческой деятельности в самом общем виде можно представить следующим образом:
1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности, интересы и ценностные ориентации, определяющие содержание мотивов деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства и ресурсы деятельности;
5) совокупность действий и операций, посредством которых реализуется деятельность;
6) объект деятельности как сфера приложения материальных и духовных сил человека;
7) способы использования средств, направляемые на преобразование внешних объектов, других людей и самого себя.
3. Методология социального конструктивизма и изучение политического лидерства
При изучении политического лидерства широко используются также методологические принципы социального конструктивизма, поскольку эта концепция:
(1) рассматривает этот феномен сквозь призму социального взаимодействия между лидером и последователями;
(2) имеет коммуникативную природу;
(3) ее основу составляют доминантные идеи и ценности, формирующие «повестку дня» социальных взаимодействий лидера и последователей, поводу которых между ними существует общность понимания и консенсус политических позиций;
(4) нацелена на жесткую привязку социально-политических феноменов к определенному институциональному, историко-культурному и политико-культурному контексту;
(5) само взаимодействие лидера и последователей заключает в себя характеристики сетевого взаимодействия, т.е. основано не только на плотности и интенсивности контактов, но и на достаточно высоком уровне социального капитала.
4. Методологические основания изучения конкретных случаев лидерства
Самым популярным методом, используемым теоретиками политического лидерства, является изучение конкретных случаев лидерства. При этом необходимо различать его:
а) целостное (биографическое) исследование, т.е. с момента рождения до окончания политическое карьеры;
б) фрагментарное исследование, концентрирующееся на определенном этапе жизни лидера;
в) изучение конкретных случаев, нацеленное на анализ поведения лидера в конкретной ситуации.
Кроме этого, широко распространенным методом изучение политического лидерства является сравнительный анализ, ориентированный на сравнительный анализ политических карьер различных политических лидеров.
Целями историко-сравнительного анализа будут выступать, во-первых, описание базовой модели политического лидерства, обладающей универсально-исторической актуальностью.
Во-вторых, осуществление сравнения базовой модели и ее подсистемы с типизированными аналогами в рамках определенных историко-культурных и политических систем.
В-третьих, обнаружение устойчивых связей, закономерностей, статистических зависимостей внутри изучаемых объектов и между ними.
5. Контекстуальная модель исследования политического лидерства Антония Амметера
В современном мире достаточно масштабно используются методологические принципы, основанные на контекстуальной модель исследования политического лидерства, разработанной коллективом исследователей под руководством Антония Амметера. В ней выделяются следующие структурные элементы политического лидерства, подвергаемые научному анализу.
1. Социальный контекст:
а) структура организации;
б) культура политической организации;
в) объем политической ответственности лидера;
г) властная позиция лидера;
д) его прежний социальный опыт.
2. Социальные и личные обстоятельства, предшествующие поведению лидера:
а) черты личности лидера;
б) сила его воли;
в) процессы перцепции;
д) стиль межличностных коммуникаций;
е) объем власти (властный статус) и е престиж;
ж) особенности группы последователей.
3. Политическое поведение лидера:
а) координаций действий на индивидуальном, групповом и сетевом уровнях;
б) активное поведение лидера;
в) его реактивное поведение;
г) символическое и невербальное поведение;
д) умение лидера правильно выбрать тактику действий;
е) комбинация стилей руководства.
4. Эффекты деятельности лидера:
а) оценка его достижений;
б) подтверждение им аванса;
в) усиление политической мобильности последователей;
г) динамика уровня власти;
д) репутация лидера;
е) эмоциональная реакция последователей;
ж) их рациональная реакция на действия лидера;
з) уровень поддержки лидера последователями.
6. Контекстуальная модель исследования политического лидерства Тима Хаугтона
В соответствии с ней, различаются следующие, подлежащие анализу, уровни социального окружения политического лидера:
1. политическая партия;
2. коалиция;
3. институциональные рамки;
4. публичное мнение;
5. международная среда.
В самой системе политического лидерства выделяются институциональные и личностные (индивидуальные) переменные.
К институциональным переменным относятся суть следующие:
1. тип политического режима:
а) объем властных полномочий президента;
б) объем властных полномочий премьер-министра;
2. степень демократичности политической системы:
а) качество демократических институтов и процессов;
б) уровень политизации государства;
3. конфигурация партийной системы:
а) фрагментаризация партийной системы;
б) образцы коалиционного сотрудничества;
в) уровень институционализации партии;
4. характер избирательной системы и политического рынка:
а) стабильность избирательной системы;
б) тип избирательного рынка;
в) барьеры доступа к участию в выборных кампаниях.
К личностным (индивидуальным) переменным относятся суть следующие:
1. имеющийся опыт лидера:
а) его детство;
б) юность;
в) полученное образование;
г) ход политической карьеры;
д) влияние патронов, спонсоров и других элитарных группировок;
2. политические компетенции:
а) руководство процессом решения задача и их артикуляция:
б) руководство отношениями в группе (социуме, команде);
в) способность к социальной адаптации;
3. стиль лидерства:
а) авторитарный/ демократический;
б) трансформационный/ прагматичный;
в) деструктивное поведение лидера;
4. символизм лидерства:
а) социальная роль, выполняемая им в обществе;
б) определение врагов сообщества.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Назовите основные положения теории «социального действия» Вакса Вебера?
2. Какие образом концепция социального конструктивизма определяет совокупность мотивов деятельности лидера?
3. Какая модель политического лидерства может быть построена на основании деятельностного подхода?
4. Какие социальные и личностные параметры политического лидерства заложены в концепции А.Амматера?
5. Какие социальные и личностные параметры политического лидерства заложены в концепции Т.Хаугтона?
6. По каким принципам осуществляется сравнительный анализ различных моделей политического лидерства?
7. Назовите основные принципы историко-сравнительного анализа политических лидеров?