Дисциплина «Политическое лидерство: сущность и историческая эволюция» представляет одну из важных отраслей политического знания. Процессы, происходящие в социально-политической сфере в Республике Беларусь, государствах СНГ и Европейского союза, указывают на необходимость владения специалистами в различных гуманитарных и социальных областях научной информацией о месте и роли лидерского фактора в современных политических практиках.
Учебный курс «Политическое лидерство: сущность и историческая эволюция» относится к специализированному модулю и ориентирован на повышение гуманитарной составляющей при подготовке специалистов. Исследуя сферу политических практик, осуществляемых различными политическими лидерами как на национальном, так и на международном уровнях, данная учебная дисциплина вызывает большой интерес в студенческой среде, стимулируя политическую активность студентов, гражданскую ответственность, их умение вести полемику и оптимизировать свое участие в политических процессах.
Основной целью курса «Политическое лидерство: сущность и историческая эволюция» является усвоение студентами основных понятий, связанных с политическими элитами и феноменом политического лидерства, классических источников, составляющих методологический базис данной дисциплины, знакомство с современными политическими процессами в мировом сообществе, а также развитие у студентов способностей и навыков к исследовательской работе.
Задачи курса:
– обеспечить усвоение предметной специфики дисциплины, а также дать знания о предпосылках и этапах ее развития как самостоятельной отрасли знания;
– создать условия для освоения категориального аппарата, привнесенного в современную политическую науку теориями политических элит, лидерства и коммуникаций;
– ознакомить студентов с проблематикой деятельности современных политических элит, государственных лидеров, методами и технологиями их воздействия на локальные и национальные сообщества;
– сформировать научные представления о главных тенденциях политического развития современного постиндустриального общества сквозь призму взаимодействия лидеров и их последователей;
– способствовать формированию ответственной гражданской позиции и политической активности студентов.
В результате изучения дисциплины студент:
Должен знать:
– особенности теории современных политических элит как отраслевой дисциплины, ее предмет, задачи, функции, категории, этапы становления и развития;
– основные социологические учения о политических элитах, лидерстве, их коммуникативных стратегиях;
– политические характеристики основных субъектов политического лидерства в современном обществе;
– сущность общественных институтов, правовые и политико-культурные условия, регламентирующие деятельность государственных лидеров;
– особенности структурно-функциональных характеристик политических лидеров;
– особенности рекрутирования политических элит и лидеров в Республики Беларусь.
Уметь:
– применять политическое знание на практике;
– объяснить причины политических изменений современного общества;
– сочетать фундаментальные политические знания с данными эмпирических исследований;
– обобщать и делать практические выводы, направленные на совершенствование политических основ современного общества.
Должен владеть:
– способностями собирать и анализировать информацию социально-политического характера, обрабатывать данные, опираясь на современные социологические методики и политологические методы для решения социально-политических задач;
– базовыми навыками использования результатов проведенных исследований для решения конкретных проблем в социально-политической сфере.
Методы обучения.
В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных социальных задач, следует выделить:
– технологии проблемно-модульного обучения;
– технологии учебно-исследовательской деятельности;
– коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм, работа в парах и малых группах с целью обсуждения проблемных вопросов, учебные дебаты, в том числе и при обсуждении учебных фильмов);
– игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в ролевых и других имитационных играх.
Данный курс опирается на предварительное изучение студентами интегрированного модуля «Политология», предусмотренного учебным планом по специальности.
Всего часов по дисциплине – 72, из них аудиторных – 34 часа.
По итогам учебной работы предполагается проведение зачета.
В силу того, что данный учебный курс предлагается по выбору для всех специальностей университета очной и заочной формы обучения, что, в свою очередь, предполагает различное распределение часовой нагрузки, в УМК не приводится детальная расчасовка в рамках Учебной программы курса.