1. Происхождение и сущность государства.
2. Формы правления и государственного устройства.
3. Понятие гражданского общества и правового государства.
1. Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган – государство.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития.
В Древней Греции в основном преобладала теория естественного происхождения государства (Аристотель). Следует особо выделить социально-экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда, был Платон (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают).
В средние века широкое распространение получила теория божественного происхождения государства (теократическая), творцы которой рассматривали государство как результат Божьего промысла. Патриархальная теория (Конфуций) интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.
Широкое распространение в XVII-XVIII вв. получила договорная концепция, разработанная многими мыслителями – Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Н. Радищев и др. Государство, по их мнению, возникает как результат договора меду правителем и подданными с целью обеспечения порядка и соблюдения прав. В XIX в. появляется марксистское учение о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. В конце XIX в. появляется теория насилия. Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора, связанного с насилием и завоеванием слабых и плохо организованных общностей более сильными и лучше организованными.
Государство как политический институт возникло на определенном этапе человеческой истории и с самого начала стало необходимым фактором социальной жизни. Оно обеспечивает общественный порядок, разрешает противоречия между людьми, организует и регулирует общественное производство.
В политологии существуют различные подходы к исследованию государства:
1) политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение «общих дел», регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа;
2) классовый, согласно которому ггосударство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, организация, по определению Ф. Энгельса «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становиться также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации».
3) правовой и организационно-структурный подход, исследующий «юридическое государство» как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.
Государство – это организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.
Общими для государства являются следующие признаки: территория, население, наличие публичной власти, суверенитет; монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; монополия на легальное применение силы, физического принуждения; право на взимание налогов и сборов с населения.
Свою социальную роль государство выполняет через определенные функции: внутренние — организация общественной жизни внутри страны и внешние — обеспечение своего существования и безопасности в системе международных отношений.
Внутренние функции – отражают роль государства во внутренней жизни общества, направлены на решение внутренних задач.
- организация хозяйственно-экономической жизни общества;
- социальная функция;
- культурно-воспитательная функция
- защита конституционного строя;
- обеспечение правопорядка и законности;
- консолидация общества, социальный арбитраж;
- экологическая функция.
Внешние функции – отражают роль государства на международной арене и, где государство выступает субъектом международных отношений.
- обеспечение национальной безопасности, целостности и суверенитета государства;
- защита национальных интересов на международной арене;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества между и интеграции с другими странами;
- участие в решении глобальных проблем человеческой цивилизации.
Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их проявлением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние.
2. Истории известны следующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. Данная типология имеет свое познавательное значение, но в наши дни не может быть признана исчерпывающе объективной и полной. Существует и другая типология государств: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. В реальной жизни государства различных социально-исторических типов имеют множество своих конкретных модификаций. Выделяют и переходные типы государства.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику. Основные критерии такого деления – формальный источник власти и способ ее организации.
Монархия (от греч. mоnarchia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству.
Существуют следующие формы монархии:
- абсолютная;
- конституционная.
Абсолютная монархия в современном мире встречается редко (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ) и характеризуется тем, что вся государственная власть (и исполнительная, и законодательная, и судебная) сосредоточена в руках монарха. Монарх – глава исполнительной, законодательной, судебной и духовной власти.
Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией.
В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии делят на:
Дуалистические, где монарх обладает широкими властными полномочиями в исполнительной сфере и ограниченными – в законодательной (Иордания, Марокко).
Парламентские, где монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента (Великобритания, Дания, Япония).
Республика (лат. respublica – общественное дело) форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются.
В современном мире существуют три основные разновидности республиканской формы правления:
- президентская;
- парламентская;
- смешанная (парламентско-президентская).
В президентской республике президент – глава государства и глава исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, не подотчетное парламенту, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голоса – за президентом (США).
В парламентской республике правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями, избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением, не может распустить парламкнт.
Значительное число государств не подходит или подходит с трудом под две названные «чистые» формы правления, поэтому выделяют и смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и парламентской республик (Франция, Австрия, Исландия, Финляндия, Россия, Беларусь и др.).
Классическая модель полупрезидентской республики – Франция. Главная характерная ее черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Государства характеризуются не только по распределению полномочий и взаимоотношений между высшими государственными органами власти, но и взаимоотношениями между центральной и местной властями, т.е. формами административно-территориального устройства. По этому признаку государства делятся на:
- унитарные;
- федеративные;
- конфедеративные.
Унитарное (фр. unitaire – единство) государство – это единое цельное государственное образование, состоящее и административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Федерация (лат. foederatio – союз, объединение) – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности. В федеративных государствах наряду с союзной конституцией, законодательными, исполнительными, судебными органами существуют и конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы субъектов федерации. Субъекты федерации полностью копируют все органы центра, за исключением министерства иностранных дел и министерства обороны (США, Бразилия, ФРГ).
Конфедерация (лат. confoederatio – союз, объединение каких-либо организаций) – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Участники такого образования сохраняют основную часть своих государственных прерогатив, оставаясь фактически, юридически и политически самостоятельными. Конфедерация не отличается устойчивостью, она рано или поздно трансформируется в федерацию или распадается. Так США возникла в 1776-1787 гг. как конфедерация. Но затем превратилась в федерацию.
3. Эволюция государства неизбежно приведет к становлению и развитию на определенном этапе (в зависимости от конкретно-исторических условий) правового государства. Но функционирование правового государства невозможно без развитого гражданского общества. Правовые гарантии государства обеспечивают реальное функционирование институтов гражданского общества. Имея различные области реализации, они, тем не менее, включают ряд общих структурных элементов. Например, политические партии или общественные организации не только соприкасаются с обеими сферами, но и связывают их.
Возникновение гражданского общества связано с практической невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение формальных принципов общественной организации с реальным общественным процессом. Это объективное несоответствие, поскольку формальные принципы стабильны, а жизнь изменчива. Кроме того, возникновение гражданского общества обусловлено наличием особой сферы реализации интересов граждан, отличной от государственной.
Гражданское общество – это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемые вне сферы деятельности государства.
Структуру гражданского общества целесообразно определять в соответствии с основными сферами его функционирования:
1. Экономическая сфера: негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.
2. Социально-политическая сфера: политические партии, общественные организации и движения, органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах, механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов, негосударственные средства массовой информации, семья, ассоциации по интересам, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан, научные ассоциации.
3. Духовная сфера предполагает свободу совести, слова, мысли, реальные возможности публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость от государственных и политических структур творческих, научных и др. объединений.
Характерной чертой структуры гражданского общества является то, что оно не имеет политической организации, направленной на захват власти. Все элементы гражданского общества не являются в этом смысле политическими. А политическая организация в рамках гражданского общества реализуется в форме всеобщего избирательного права. Институты гражданского общества осуществляют в пределах закона социальный контроль за деятельностью органов власти.
Основные функции гражданского общества определяют его роль и взаимоотношения с государством и состоят в следующем:
- развитие демократических основ политической и всей общественной жизни,
- ограничение деятельности государства решением только политикоправовых вопросов;
- обеспечение реализации прав и свобод граждан, выработка гарантий против установления тоталитарного режима;
- обеспечение поступательного развития цивилизованного общества;
- разрешение социальных противоречий на основе консенсуса и соглашений;
- свободное самоопределение человек в его мировоззрении и духовных интересах;
- всемерная защита гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций.
Правовое государство и гражданское общество формируются совместно. И если гражданское общество, хотя бы и в ограниченном виде, может существовать без правового государства, то правовое государство с необходимостью предполагает наличие гражданского общества.
Идея правового государства возникла еще в античности, дополнялась в более поздние эпохи. Но в целом понимание сущности правового государства всегда сводилось к господству права, верховенству и равенству закона для всех членов данного общества.
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя.
Однако возникновение целостной концепции правового государства относиться к концу XVIII-началу XIX в., к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом.
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Ш. Монтескье. Различая в каждом государстве три вида власти – законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать дуг друга.
Теория правового государства заложена Дж. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем Конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.
Отличительные признаки правового государства:
- суверенитет народа;
- верховенство закона;
- всеобщность права;
- разделение властей;
- взаимная ответственность государства и личности;
- наличие развитого гражданского общества;
- незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.
Конституция Республики Беларусь провозглашает: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1). В Конституции зафиксированы основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание народа единственным источником власти.
1. Раскройте кратко содержание основных теорий возникновения государства.
2. Назовите основные признаки государства.
3. Какие Вы знаете современные формы государственного правления и государственного устройства?
4. В чем заключаются основополагающие принципы правового государства?
5. Дайте анализ внутренних и внешних функций Республики Беларусь.
6. Что такое гражданское общество?
7. Раскройте структуру гражданского общества.
8. Каковы пути развития гражданского общества в нашей стране в современных условиях?