1. Сущность и структура политического конфликта.
2. Стадии, типы политических конфликтов.
3. Управление политическим конфликтом, этапы его разрешения.
4. Политический кризис и его типы
1. Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение. Такое столкновение может проявляться как простое несогласие и как непримиримая борьба. И в этом сущностный смысл определяемого явления. Как и любые другие социальные явления, политический конфликт являет собой определенный вид общественных отношений, но не всяких, а только тех, которые возникают и существуют по поводу политической власти и ее функционирования.
Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.
Политические конфликты, как и социальные, имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона – это глубинные общественные интересы субъектов, противоречия между ними. В первую очередь противоречия между политическими интересами, и, как правило, сопутствующими им противоречиями экономическими и социокультурными. Субъективная сторона заключается в формировании у субъекта определенного типа представлений о противоположности интересов, позиций и целей своего противника, уровня осознания собственных интересов и вытекающих отсюда установках сторон.
Понятие «политический конфликт» обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в политической системе отношений, доступ к принятию политических решений, распоряжению ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.
Практически повсеместное желание различных субъектов управлять или контролировать течение политических конфликтов предполагает выявление их основополагающих структурных элементов и параметров, воздействие на которые и может позволить достичь намеченных целей. Данные элементы по-особому структурируют целенаправленную деятельность субъекта в политической сфере, придают ей специфическую форму и содержание. Несмотря на определенные разногласия, специалисты-конфликтологи, как правило, в качестве основополагающих элементов конфликта выделяют следующие:
- источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора;
- повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;
- стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики;
- восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в конкретном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон;
- средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;
- характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.
Субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государство, военно-политические и политико-экономические организации, а так же социально-политические системы в целом.
Объектом и предметом политического конфликта могут являться, а) внутри государства: государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, политико-культурные ценности; б) в международном масштабе: территория, ресурсы, идеология, независимость государства и др.
Уровни политического конфликта:
- микроуровень: межличностный, внутри групп (например, внутрипартийный);
- макроуровень: межгрупповое противодействие (например, между партиями, между ветвями власти), между государствами.
Признаки политического конфликта:
- наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
- несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;
- непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов.
Причины (источники) политических конфликтов:
- несовпадение статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов, стремление к власти;
- противоречия между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;
- процесс идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям, определяющее понимание их места в социально-политической системе;
- несовместимость политических целей, интересов, идеалов и ценностей;
- ошибки и некомпетентность правящей элиты.
Направления в изучении роли политических конфликтов в общественном развитии:
- взгляд на конфликт как ведущий источник политического процесса, норму жизни общества (А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, А. Бентли и др.). Можно выделить два основных подхода к объяснению причин и перспектив устранения конфликтов. К. Маркс – причиной конфликтов является недостаток социальных благ. Разрешение конфликтов возможно с созданием изобилия данных благ. Г. Зиммель – причиной конфликтов является врожденный инстинкт враждебности. Конфликты в принципе не могут быть устранены, их можно лишь регулировать.
- рассмотрение многих конфликтов как аномалии политического процесса. Конфликты можно и следует упреждать, т.е. у общества всегда есть возможность воспрепятствовать их появлению (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Д. Дьюи и др.).
Значение и место конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле.
Позитивные функции конфликта:
1. Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;
2. Способствует разрешению противоречий и обновлению общества;
3. Ускоряет создание новых структур;
4. Обеспечивает лучшее познание его участников;
5. Стимулирует переоценку ценностей.
Негативные функции конфликта:
1. Может привести к дезинтеграции общества;
2. Может привести к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;
3. Чреват осложнениями межгосударственных, международных отношений;
4. Может привести к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, установлению военной или другой диктатуры.
2. Стадии развития политического конфликта: начальная, эскалация конфликта, конфликтные действия, разрешение конфликта.
Начальная стадия – стадия возникновение конфликта. Проявляется в недовольстве конкурирующих субъектов, недоброжелательных взаимных обвинениях. Стороны «обозначают» несовпадающие или противоположные интересы, цели, ценностные установки. Субъектами разрабатывается стратегия и тактика конфронтационных действий, ведутся переговоры с возможными союзниками.
Стадия эскалации конфликта – стадия обострение и расширение масштабов конфликта. Соперники выступают с публичными заявлениями о несовместимости интересов, ценностей и целей, на основе которых выдвигаются взаимные претензии и требования. Завершается консолидация с союзниками.
Конфликтные действия – стадия, при которой конкуренты переходят к активным, зачастую радикальным акциям, с целью достижения своих интересов.
Стадия разрешения конфликта знаменуется победой одной из сторон, либо заключением мирового соглашения между конфликтующими сторонами.
Типы политических конфликтов:
- интересов (ущемление или неадекватное удовлетворение потребностей субъекта политики; ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников);
- ценностей (расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройства государства, преодоления кризисных процессов в стране);
- идентификации (неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношений с государственной властью). Можно выделить так же следующие типологии политических конфликтов:
- по зонам и масштабам проявления: внутриполитические и внешнеполитические;
- по временным характеристикам: долговременные и кратковременные;
- по динамике развития: остротекущие, угасающие, быстроразвивающиеся;
- по уровню конфликтных отношений, или по степени вовлечения индивидов в разрешение противоречий: «глубокие» и «неглубокие» в сознании людей (Дж. Бертон); «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой», т.е. конфликты где победа одной из сторон означает поражение другой и те где есть возможность для компромисса (П. Шаран); антагонистические (противоречия между классами могут быть решены только при победе одного из них) и неантагонистические (К. Маркс);
- по уровню публичности: в открытой форме, либо закрытой (латентной) с применением теневых способов;
- вертикальный (между различными уровнями власти) и горизонтальный (внутри правящей элиты, между различными ветвями власти).
3. Чтобы урегулировать политический конфликт, им необходимо грамотно управлять. Управление политическим конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий меду ними.
Данное управление предполагает:
- выяснение причин конфликта, мотивов и характера поведения его участников;
- изучение влияния конфликтов на политическую ситуацию в обществе, прогнозирование его масштабов и последствий;
- поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликтов;
- установление и согласование сторонами норм и процедур разрешения конфликта;
- организация переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;
- предложение политическим соперникам взаимоприемлемых решений, моделей поведения.
Технологии управления конфликтами – совокупность специальных политических подходов, методов имеющих цель эскалацию конфликта в пользу заинтересованной стороны, а также их предупреждение и урегулирование. Выделяют следующие технологии урегулирования политических конфликтов:
- отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов;
- применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам;
- проведение реформ призванных частично устранить предпосылки конфликта;
- попытки кардинального разрешения конфликта путем устранения его причин;
- достижение компромисса.
Наиболее оптимальными считаются последние два подхода. Силовым же методом разрешения конфликтов можно добиться только временного успеха.
Этапы разрешения конфликта.
1) Подготовительный этап – заключается в подробном анализе конфликтной ситуации, выделении ресурсов на которые опираются участники конфликта.
2) Переговорный этап – налаживание дискуссии между конфликтующими сторонами, их доверенными лицами и посредниками с целью нахождения оптимального решения по проблемам конфликта. При переговорах рекомендуется: а) концентрировать внимание на интересах сторон, а не на их позициях; б) пытаться избегать угроз; в) делать такие предложения, чтобы последствия их реализации были привлекательными для обеих сторон; г) разрабатывать и обсуждать несколько вариантов решения, не ограничиваясь одним или двумя.
3) Этап выхода из конфликта – заключение мировых договоренностей, создание структур контроля по их выполнению.
4) Контроль за согласованными решениями – заключается в совместной деятельности специальных контролирующих органов обеих сторон, основанной на взаимном доверии и прозрачности.
4. Противоборство субъектов политики и неспособность общества урегулировать острые разногласия и противоречия между ними может привести к политическому кризису и даже распаду политической системы.
Политический кризис – состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении политической напряженности. Это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур.
Политический кризис внутри государства отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс к правящей элите страны. На уровне международных отношений политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами и может обернуться принятием санкций отдельной страны против и ее изолированием, локальной или мировой войной.
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
1. В чем специфика политического конфликта?
2. Что может являться субъектом, объектом и предметом политического конфликта?
3. Какой из точек зрения на роль политических конфликтов в общественном развитии Вы придерживаетесь? Ответ обоснуйте.
4. Охарактеризуйте причины политических конфликтов.
5. На конкретном примере из политической жизни проследите, и проанализируйте стадии политического конфликта.
6. Перечислите и охарактеризуйте этапы разрешения конфликта. Приведите примеры успешного и неуспешного разрешения политических конфликтов.
7. Дайте определение понятия «политический кризис». Какие примеры внутри- и внешнеполитических кризисов Вы можете привести?
8. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного кризисов.