1. Сущность и структура политической культуры.
2. Элементы политической культуры. Субъекты формирования политической культуры и ее функции.
3. Типология политической культуры
4. Состояние и особенности формирования политической культуры в Беларуси.
5. Политическая социализация и ее назначение.
1. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политической культуры». Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко излагать свои политические позиции. Политическую культуру часто путают с политической системой и политическим поведением.
Сам термин появился в XVIII в. – его впервые ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер.
Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята известным американским политологом Г. Алмондом в статье «Сравнительные политические системы», которая была опубликована в 1956 году. Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура»
Во второй половине 60-х–70-х гг. концепцию политической культуры взяли на вооружение такие известные американские социологи, как В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Марвик и другие.
Что же такое политическая культура?
Политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений, установок, убеждений, представлений, ценностей, которая проявляется в деятельности людей и обеспечивает преемственность политической жизни общества.
Какова структура политической культуры?
Политическая культура – явление со сложной структурой, многоуровневое, что объясняется разнообразием ее связей с различными социальными и политическими процессами.

Культура политического сознания состоит из политических представлений и убеждения человека, а также норм, ценностей, традиций, обычаев.
Культура политического поведения включает все виды политического участия и деятельности.
Культура функционирования политических институтов рассматривает культуру взаимодействия политических организаций друг с другом, восприятие и регулирование социально-политических конфликтов, культуру принятия политических решений.
Политическая культура в силу множественности своих проявлений в историческом, геополитическом, этнонациональном, вероисповедном и иных аспектах очень разнообразна.
В настоящее время в политологии сложились три основных направления в истолковании политической культуры.
Одна группа ученых, продолжая заложенные Алмондом традиции и воплощая стремление к объемному пониманию предмета, отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Верба и другие) в мире политики. Политическая культура как бы превращается в форму общественного сознания или психического склада, но лишенную поведенческих аспектов. Другие политологи усматривают в политической культуре выражение нормативных требований (Стивен Уайт, родился в 1945 г.) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Джек Плейно). В этом подходе политико-культурные явления предстают в виде устойчивой матрицы поведения человека, ориентирующей его на самые распространенные в данном обществе нормы и правила политической игры. Значит, за счет подчинения массовых действий сложившимся стандартам и формам взаимодействия общества с властью открывается возможность регулировать политические процессы.
В рамках третьего подхода культура истолковывается как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающей воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в поведении. (Иен Шапиро, Парматма Шаран, Уолтер Розембаум).
2. Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению значительных масс населения в частности.
В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества, государства.
Политическая культура как специфический круг явлений оказывает реальное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, качество и состояние факторов.
К наиболее устойчивым функциям политической культуры, которые связаны с различными направлениями ее влияния на власть, относят следующие:
- Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
- Ориентация характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
- Предписание (программирование) выражает приоритетность каких-то ориентаций, норм и представлений, обусловливающих направленность и границы человеческого поведения.
- Адаптация передает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.
- Социализация проявляет обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
- Интеграция (дезинтеграция) обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках данной политической системы, сохранение целостности государства и стилистики его взаимоотношений с обществом.
- Коммуникация показывает уровень взаимодействия всех субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информирования и общения.
3. Крупнейшие западные специалисты в области политической культуры Г. Алмонд и С. Верба выделили три «чистых типа»:
- патриархальная: характерны ориентация на местные ценности (ценности клана, племени, рода), местный патриотизм, семейственность, коррупцию. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Типичен для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами;
- подданническая: предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата;
- активистская: отличается гражданской активностью, вовлеченностью, рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на власть с помощью законных средств влияния (выборы, демонстрации и т. п.).
Идеальные типы на практике в чистом виде не встречаются, они сосуществуют, переплетаясь, не вытесняя друг друга.
Г. Алмонд и С. Верба для западных стран выделяют вид смешанной политической культуры – культуру гражданственности. Носитель данной культуры обладает рядом качеств:
- общая положительная оценка значения деятельности национального правительства лично для него;
- чувство гордости за политические институты своей нации;
- открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;
- компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
- компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола и т.д. Характерна для США, Великобритании.
В содержательном отношении существуют и самые общие критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства особых полумиров Запада и Востока, ценности и традиции которых формируют основы почти всех ее видов.
Идеалы и нормы политической культуры западного типа воплощают ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Абсолютным приоритетом является самоценность человека, его личная свобода и автономия, ответственность за собственное благополучие и долг перед государством. Формирование подобного рода идей и отношений восходит к полисной организации власти в античной Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему суверенитет личности. Огромное влияние на формирование западной политической культуры оказали ценности христианства, прежде всего протестантского и католического вероучений.
Для человека базисом его мировоззрения становится труд как залог жизненного успеха, рациональное восприятие жизни, идея состязательности, стремление к прогрессу. Государство в западной традиции воспринимается в качестве института защиты прав и свобод человека, поддерживающего его социальные инициативы.
На восточные политико-культурные нормы и традиции воздействовали ценности арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддистской культур. Базовые ориентации людей этой части мира формировались под влиянием принуждающего (почти всегда силового) господства над обществом властвующих групп. Безраздельное верховенство религиозных доктрин, предписывавших принципы морали, права, социальных и политических концепций, привело к тому, что в восточных странах вероучения фактически поглотили критицизм светской философской науки.
Этической нормой политической культуры восточного типа стали обычай, а не закон, мнение руководства, а не конституция. Статус человека зависит от его полезности для конкретного социума.
В качестве основных ценностных ориентаций восточной политической культуры: убеждения в необходимости обязательного посредника (гуру, учителя, старшего) между простым человеком и властью; понимание политической власти как области божественного правления; исключение свободы, плюрализма, состязательности из мира политики; предписание человеку сугубо исполнительских функций.
4. Политическая культура Беларуси имеет свои особенности, которые обусловлены историческим опытом страны, национальными традициями и противоречиями «переходного общества»:
- патернализм характеризуется устойчивыми убеждениями большинства граждан в «отеческой» опеке над ними государства;
- подданническое отношение большей части граждан к власти (т. е. люди знают о существовании политических институтов, доверяют не государству и его законам, а отдельным представителям верховной власти, некритически воспринимают идеи и действия политической элиты и политического режима);
- неразвитость гражданского общества, отрыв гражданского общества от государства;
- «тонкий слой» национальной политической элиты, способной профессионально воплощать в жизнь ценности правового государства с учетом национальных приоритетов;
- преимущество закрытых способов назначения представителей политической элиты на руководящие государственные должности.
Нынешнее состояние политической культуры белорусского общества соответствует переходному периоду от авторитаризма к демократии.
5. Становление политической культуры представляет собой непрерывный процесс отбора человеком ценностей и поиска соответствующих им моделей поведения. Темп и характер обновления политической культуры обусловлены, в частности, естественноисторическим ходом развития общества и индивидуальным приобщением к складывающимся в нем нормам, традициям, стереотипам, причем люди это делают избирательно. Однако подобная стихийность дополняется сознательными усилиями различных политических институтов и сил – государства, партий, общественных движений, которые стремятся укоренить в сознании граждан собственные подходы и идеи, формы взаимоотношений с властью. Синхронизация сознательных усилий и текущей политики складывается природно, образуя тот исторический фон, который сопутствует жизненному пути каждой личности, ее адаптации в политическом пространстве.
Живущий в данном обществе человек неизбежно формирует свою систему ценностных ориентаций, постепенно осваивая требования статусного поведения, доминирующие культурные нормы и другие стандарты участия в политике. В широком плане этот политико-культурный процесс называется политической социализацией.
Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, необходимых для сознательного, добровольного и эффективного участия в управлении обществом.
Назначение политической социализации:
- воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;
- передача новым поколениям политического опыта, воплощенного в нормах политической культуры;
- приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счет его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.
Условия и факторы политической социализации:
- внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация);
- широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества);
- непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида);
- биогенетические и психологические особенности индивида;
- природно-географические условия;
- социальный статус (положение индивида).

Этапы политической социализации:
I этап: 3–13 лет.
Формируется осознанием политической власти как более важной, чем власть родителей (политизация). Власть воспринимается как конкретные фигуры («Президент Буш», «Полицейский Джонс»).
II этап: 13–18 лет.
Формируется политическое «я». Эмоции по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют политические институты, должностные лица.
III этап: 18 лет и более.
Человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие. Членство в политических организациях, участие в политической деятельности.
Типы политической социализации:
- гармонический тип: власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям; уважительный характер отношений индивида и власти;
- плюралистический тип: наличие разнородных субкультур предполагает первоначальную социализацию в своей группе или партии; потом – обогащение идеалами либерализма (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, плюрализм, демократия т.п.);
- конфликтный тип: жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени; жестокая борьба с носителями иных политических субкультур;
- гегемонистский тип: вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (буржуазии, пролетариата), религии (например, ислама), идеологии (коммунизм, либерализм, фашизм).
1. Что такое политическая культура?
2. Чем политическая культура отличается от других понятий, раскрывающих содержание политики?
3. Назовите важнейшие составные элементы политической культуры?
4. Назовите основные функции политической культуры, которые связаны с различными направлениями влияния на власть?
5. Какой тип политической культуры существует в Республике Беларусь? Докажите.
6. В чем состоят особенности политических культур Запада и Востока?
7. В чем проявляется специфика влияния политической культуры на разнообразные политические процессы?
8. Каковы особенности, факторы и направления современной белорусской политической культуры?
9. Чем обусловлен темп и характер обновления политической культуры?
10. Что такое политическая социализация?
11. Какова связь политической социализации с идеологией?
12. Назовите агентов политической социализации?
13. Назовите этапы политической социализации?