Содержание
1. Социология как наука, ее объект, предмет и метод. Структура социологии.
2. Функции социологии. Методы социологических исследований.
3. Общество как система: сущность и основные характеристики.
5. Модель устойчивого развития белорусского социума.
В переводе с латинского термин социология (socio – общество, logos – наука) означает – наука обществе. Она по своей природе и научному призванию призвана ответить на вопрос: «Что такое общество и как оно функционирует?»
Социология как самостоятельная наука, обладающая собственным предметом и объектом, появилась в 20-30-е гг. ХIХ в. Ее Отец-основатель – французский мыслитель Огюст Конт, который впервые в 1824 г. использовал термин «социология» в своих письмах. Создателями классических социологических теорий, сформировавших теоретическую базу этой науки, являются также Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, Макс Вебер, Питирим Сорокин и др.
Всякая наука обладает своим предметом и объектом.
Объектом науки является некая реальность, которая изучается. Объект социологии – это общество.
Американский исследователь Дж. Масионис справедливо констатирует: «Социология – это систематическое изучение человеческого общества».
Предмет науки представлен закономерностями, принципами и механизмами функционирования некоторой реальности, выраженной в объекте.
Предметом социологии будут выступать существенные и устойчивые свойства, закономерности и механизмы становления и развития общества в целом, а также его отдельных структурных компонентов сквозь призму их социальной организации, социальности, социальных связей и отношений.
Социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп общества по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, условий развития личности и функционирования социальных групп.
Общим предметом всех видов социологии является социальность как универсальный признак всех фрагментов социальной действительности. Она представляет собой особый вид человеческих отношений, который реализуется в семейных, политических, экономических, религиозных, национально-этнических и др. отношениях. Это комплекс общественных явлений, который непосредственно связан с миром человеческих отношений и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная система.Социальность выступает как совокупность приобретённых человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности и интеграции в социум.
Белорусский социолог А. Грицанов дает свое определение: «Социальность – это взаимообусловленность индивидного бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной статики и социальной динамики – с другой. Это неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования».
Профессия «социолог» в современном мире носит массовый характер. В Республике Беларусь по специальности «социология» обучают в Белорусском государственном университете, Могилевском государственном университете им. А. Кулешова, Гродненском государственном университете им. Я. Купалы.
Структура социологии:
1. Общесоциологическая теория, изучающая общество, социальные отношения как целое.
2. Социальные теории «среднего уровня», исследующие отдельные сферы жизни общества. Среди них выделяют, в частности, теории социальных институтов (социология семьи, социология спорта), теории социальных общностей (этносоциология, гендерная социология), теории социальных процессов (социология политики, экономическая социология, социология девиантного поведения и др.).
3. Эмпирическая (прикладная) социология, изучающая общество с помощью определенных (конкретных) количественных и качественных методов. Она занимается сбором многочисленных фактов и социальных мнений с их последующей эмпирической и теоретической обработкой, формулированием первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.
Функции социологии:
1. Теоретико-познавательная, позволяющая глубже проникнуть в суть и динамику социальных явлений и процессов;
2. Диагностическая, ориентированная на изучение состояния конкретных социальных объектов, что позволит различным управленческим структурам, социальным акторам принять меры по их оптимизации;
3. Преобразовательная, связанная с выработкой конкретных рекомендаций, направленных на активное воздействие на общественные структуры и процессы;
4. Информационная, нацеленная как на сбор и обработку эмпирического материала, так и на научно-аналитическое познание социальных феноменов и последующее его (материала) предоставление различных общественным структурам для улучшения их деятельности;
5. Прогностическая, связанная с описанием возможных вариантов развития конкретной социальной системы в ближайшем, среднесрочном либо отдаленном будущем;
6. Идеологическая, направленная на идеологическое обоснование (оправдание) определенных политических идеалов с точки зрения интересов и ценностей отдельных социальных групп;
7. Мировоззренческая, формирующая у индивида, социальных групп определенную целостную «картину мира» и некий спектр ценностных ориентаций;
8. Управленческая, инкорпорированная в процесс принятия политических решений властными институтами;
9. Методологическая, разрабатывающая и предоставляющая обществу научный инструментарий для познания социальных явлений и процессов.
Методы социологических исследований – это совокупность приемов, процедур, операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Они включают в себя:
1. Методы сбора эмпирической информации: а) социологический опрос; б) анализ документов; в) метод наблюдения; г) социальный эксперимент; д) тесты.
2. Методы обработки и анализа эмпирических данных: а) факторный; б) корреляционный; в) регрессионный; г) дисперсионный; д) индексирование; е) шкалирование и др.
3. Методы построения социальной теории: а) дедуктивный; б) индуктивный; в) сравнительный; г) структурно-функциональный; д) системный и др.
4. Общетеоретические методы анализа социальной действительности следующие: а) объективность, т.е. изучение объективных закономерностей на основе доказательности и научной аргументации; б) историзм, т.е. изучение явлений и процессов сквозь призму их возникновения, становления и развития; в) системность, т.е. познание, при котором отдельные части того или иного явления или процесса рассматриваются в неразрывном единстве друг с другом и с целым.
Понятие системы. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Общество, являясь социетальной системой, включает в себя все виды социальных систем и характеризуется структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, эволюцией. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (общественных институтов).
Социальная система – это упорядоченное целое, включающее в себя отдельных индивидов, группы, организации, институты, сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, ценности, связи, отношения, взаимодействия, коммуникации. Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (личность, социальная группа, социальный институт, культура, коммуникации).
Что же такое общество? В широком понимании – это вся сумма человеческих отношений, все человечество с момента возникновения и по настоящее время. В узком – это отдельные группы (большие и малые) людей, находящиеся во взаимодействия. Общество – это система, обладающая своими составными элементами, пространственными и временными границами своего существования.
Часто общество определяют как современные нации-государства. Американский социолог Н. Смелзер: «Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность». Общество включает в себя самообеспечивающее население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (Н. Смелзер).
Общество прежде всего характеризуется в аспекте его структурной организации, т.е. с точки зрения взаимоотношения составляющих его элементов или с точки зрения статики.
Таким образом, в социологии под обществом понимается социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного и противоречивого комплекса индивидов, социальных общностей и институтов, а также системы взаимодействий между ними. Это исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями.
Многокомпонентность общества проявляется во множественности индивидов, в их статусности (социальном положении), выполняемых ими социальных ролях.
Существуют различные концептуальные подходы к определению общества:
1. «Атомистическая» или «сетевая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих индивидов и отношений между ними.
2. Теория «социальных групп» рассматривает общество как совокупность различных пересекающихся и взаимодействующих групп людей.
3. Институциональный подход – обществом является большая совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
4. Функциональная концепция идентифицирует общество как группу человеческих существ, представляющих собой самообеспечивающую систему действий.
Всякая система обладает определенными структурными компонентами. Обладает ими и общество как система. К их числу относятся следующие:
1. Индивиды, отдельные личности. Для социологи научный интерес представляет то типичное, что в них представлено, а именно: а) мотивы, т.е. система побуждений к деятельности. В этом отношении продуктивной является иерархия мотивов, разработанная американским исследователем А.Маслоу; б) социальные роли, осуществляемые индивидами, т.е. совокупность социально определяемых действий, которые предполагается выполнить, занимая определенную социальную позицию; в) социальные статусы, т.е. социальное положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.
2. Социальные группы, т.е. устойчивые объединения людей, дифференцированные по определенным существенным социальным признакам (демографические, профессиональные, образовательные и др.). Социальные группы бывают большие и малые.
3. Социальные институты, т.е. совокупность учреждений, регулирующих социальную жизнь индивидов и общества в целом. В зависимости от сфер общественных отношений социальные институты бывают: а) экономические (собственность, зарплата и др.), б) политические (государство, политические партии), в) институты брака и семьи, г) институты образования и социализации (школа, университеты), д) институты культуры.
4. Культура, т.е. совокупность способов, норм и ценностей, регулирующих и мотивирующих деятельность различных социальных субъектов и объектов.
5. Социальные отношения, т.е. система регулярно повторяющихся взаимодействий между социальными субъектами, в которых ключевую роль играют социальные коммуникации.
Этапы развития общества
К числу основных подсистем общества относятся: экономическая, политическая и социальная. Кроме этого, выделяют материальную и духовную сферу жизни людей.
Первая подсистема (экономическая) включает в себя существующие в обществе производственно-распределительные связи и отношения, необходимо связанные с общественным разделением труда. В ее рамках формируются социальные слои, классы, сословия, сообщества, касты, цехи, профессиональные группы и т.д.
Вторая (политическая) является управляющей системой с соответствующими органами руководства и организации социальной жизни. Эта подсистема пронизывает все общество снизу доверху: от государственного управления (руководства) до управления (лидерства) в семье. В ее рамках люди подразделяются прежде всего на тех, кто принимает решения, и тех, кто им следует.
Третья (социальная) – это сложная система общественных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, профессиональных, религиозных и др. отношениях, подразделяющих людей на достаточно большие общности.
Все три социальные подсистемы существуют не изолировано, а в реальной жизни происходит их взаимопроникновение друг в друга.
Выделяются этапы развития общественных систем. Согласно марксистской типологии – это процесс становления и развития общественно-экономических формаций (соответственно первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, и, венец развития – формация коммунистическая, состоящая из трех стадий – переходный период, социализм и коммунизм).
Г. Ленски и Дж. Ленски выстраивали эволюцию общества в соответствие с характерными для них способами получения средств к существованию: а) общества, живущие охотой и собирательством; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные (индустриальные) общества.
Согласно Дж. Вико, типичный социально-исторический цикл проходит три стадии: а) анархия и дикость; б) порядок и цивилизация, сопровождаемые верховенством разума и мирной индустрии; в) упадок цивилизации и возврат к варварству.
О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби выделяют два основных этапа общественного развития: общество традиционное (военное), перерастающее в общество индустриальное (промышленное).
Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт предлагают трехступенчатую типологию социального развития (от общества аграрно-ремесленного, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к обществу индустриальному с последующим его перерастанием в общество постиндустриальное).
Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Такой социальный процесс обеспечивает и гарантирует межпоколенное равенство людей.
Концепция устойчивого развития была принята на Саммите Земли в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В ней были сформулировано 27 принципов устойчивого развития, и долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе, больше известная как Повестка дня на 21 век. Именно Повестка дня на 21 век стала образцом и основой для разработки Местных повесток дня – 1 век, т.е. программ по реализации принципов устойчивого развития на местном уровне (в конкретной стране, районе, городе, деревне), которые разрабатываются в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными группами местного населения. Основной принцип работы в области устойчивого развития в местных сообществах: «Думай глобально - действуй локально».
Первая Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь была разработана в 1996 г. и одобрена Правительством Республики Беларусь в начале 1997 г. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. (НСУР-2030) отмечается, что «системообразующим блоком функционирования белорусской модели устойчивого развития является социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений».
Важным принципом Национальной стратегии устойчивого развития является партнерство, которое означает вовлечение в данные процессы представителей различных слоев общества, государственных и общественных организаций, ученых, деловых кругов.
Европейская сеть по устойчивому развитию предлагает семь базовых принципов разработки стратегий устойчивого развития:
1. Общее видение и стратегические цели, которые должны соответствовать следующим критериям: а) конкретность, б) измеримость, в) соблюдение интересов вовлеченных в процесс субъектов, д) реалистичность, е) ограниченность во времени.
2. Высокая политическая поддержка государством и гражданским обществом.
3. Горизонтальная интеграция, предполагающая кооперацию между различными заинтересованными общественными структурами.
4. Вертикальная интеграция, нацеленная на соответствие приоритетов и механизмов на различных политических уровнях (международном, национальном, региональном, локальном).
5. Партиципация, т.е. участие различных социальных субъектов посредством консультаций, диалога, создания Советов и т.п.).
6. Обеспечение достаточных материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
7. Мониторинг и дальнейшее развитие.
В НСУР-2030 определено следующее видение будущего облика страны:
1. Беларусь – независимое правовое демократическое государство, сохраняющее свою территориальную целостность и историко-культурное наследие.
2. Национальным богатством является человек, для которого созданы все условия для физического, духовного и творческого развития.
3. Высокая степень доверия населения страны к государственной власти благодаря прозрачности в деятельности органов государственного управления.
4. Основа экономики – конкуренция и современные, развитые институты рынка.
5. Сформированы собственные фундаментальные научные школы мирового уровня, что позволяет занять лидирующие позиции по ряду направлений;
6. Республика Беларусь развивается на основе макроэкономической и финансовой стабильности, низкой инфляции, внешнеэкономической сбалансированности.
7. Основу отраслевой структуры промышленности составляют высокотехнологичные производства и инновационные промышленные кластеры.
8. Энергетическая безопасность страны достигается за счет внедрения энергоэффективных технологий и развитие атомной энергетики.
9. Сельское хозяйство активно использует технологии V и VI укладов.
10. Беларусь будущего – это страна, в которой каждый гражданин может иметь жилье в соответствии со своими потребностями и уровнем доходов.
11. Ускоренными темпами развиваются профессиональные и деловые услуги (информационно-коммуникационные, рекламные, туристические, маркетинговые и др.).
12. Активно развивается цифровая экономика, происходит активное внедрение передовых информационных технологий.
13. Активное использование механизма государственно-частного партнерства позволило создать современную транспортную инфраструктуру.
14. Система органов местного управления и самоуправления эффективно управляет местными ресурсами и осуществляет комплексное развитие своих территорий.
15. Сформирован и эффективно функционирует «природный каркас» страны в виде национальной экологической сети, которая интегрирована в общеевропейскую экологическую сеть.
1. Дайте определение понятия общества.
2. Что является предметом и объектом социологии?
3. Назовите основные уровни социологического знания.
4. Какие функции социологии можно отнести к числу основополагающих?
5. Какой вклад в становление и развитие социологии внесли О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер?
6. Определите основные принципы устойчивого развития общественных систем.