Содержание
1. Понятие семьи в социологии: сущность и структура.
3. Историческое разнообразие форм семьи и брака.
4. Современная семья: виды, специфика, проблемы функционирования.
5. Пол и гендер. гендерные исследования в современной социологии.
6. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь.
Семья – это социальный институт и малая социальная группа, члены которой связаны браком, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Брак – это исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая по отношению друг к другу их юридические (и моральные) права и обязанности.Брак– это прежде всего социальный институт, который регулирует отношения между полами.
Семья исторически считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении. Она одна из наиболее древних форм социальной общности людей, возникшая раньше классов, наций и государств в недрах первобытнообщинной формации. Одной из важнейших особенностей семьи является то, что она с одной стороны, является малой социальной группой, а, с другой стороны, – социальным институтом.
При анализе семьи как социальной группы основное внимание уделяется выявлению причин, по которым брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или несчастливым, выясняются причины по которым люди женятся, любят друг друга или ненавидят, желают иметь детей или нет. При изучении семьи как социального института обычно рассматривают не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, свойственные тому или иному типу культуры.
Структура семьи – это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей, отношений ее членов. К числу ее структурных компонентов относят следующие:
а) структура родства;
б) структура власти и лидерства;
в) структура ролей;
г) структура коммуникаций.
Систематически, целенаправленно и системно институт семьи в социологии начали исследовать с конца ХIХ века. До этого времени ее изучение осуществлялось в рамках философии, мифологии и религии.
Так, выдающийся мыслитель эпохи высокой классики Платон полагал, что «идеальное государство – это общность жен и детей».
Древнегреческий философ Аристотель считал, что «всякая семья составляет часть государства».
Немецкие философы конца ХVIII – нач. ХIХ вв. Иммануил Кант и Иоганн Фихте рассматривали феномены семьи и брака, исходя из теории естественного права (неравенства мужчины и женщины). Они полагали, что в рамках семьи половое влечение облагорожено в браке высокими мотивами и должно регулироваться законами.
Французский социолог первой половины ХIХ в. Огюст Конт считал семью основной общественной группой, выполняющей самые важные социальные функции.
Один из основоположников идеологии коммунизма Фридрих Энгельс (ХIХ в.) утверждал, что существует органическая связь между производством средств жизни (трудом) и производством самого человека (семьей).
Научное изучение форм семейной жизни в ХIХ в. связано и с работами Генри Моргана (американского ученого, этнографа, основателя теории эволюционизма в социальных науках), и Максима Ковалевского (русского историка, юриста, социолога).
По данным многочисленных исследований, семейные ценности в Беларуси неизменно являются доминирующими. Результаты социологического исследования, проведенного в Беларуси в 2019 г. Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента, показывают, что семью подавляющее большинство людей ассоциируют с детьми. На втором месте по количеству упоминаний – любовь, на третьем – дом. Стоит отметить, что с женой семью ассоциируют куда чаще, чем с мужем. В основном слова, которые ассоциируются с семьёй имеют положительную модальность, но встречаются и негативно окрашенные слова и выражения. Они чаще всего связаны с личным негативным опытом неудавшейся семейной жизни.
Социология семьи и брака – это часть общей социологии (теория «среднего уровня»), которая занимается изучением возникновения, развития и функционирования институтов семьи и брака.
Семья как социальный институт выполняет ряд функций, значимых для общества в целом.
Функции семьи связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой – с запросами, ожиданиями самой личности. Среди них можно выделить следующие:
а) экономическая функция, нацеленная на добывание средств членами семьи, необходимыми для ее существования;
б) хозяйственно-бытовая, ориентированная из обмен бытовыми услугами между членами семьи;
в) репродуктивная функция, связанная с биологическим воспроизводством населения и удовлетворения не просто естественной потребности в детях, но важным значением обладает желание индивида иметь его от любимого человека, а также наличие духовного и физического родство с ним;
г) воспитательная функция, т.е. первичная социализация молодого поколения, на основе которого происходит дальнейшее развитие человека как личности. В семье родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, дают знания, контролируют их действия;
д) эмоциональная, включающая в себя получение в рамках семьи психологической защиты, заботы и поддержки. Дети, в особенности, нуждаются не только в «крыше над головой», но и в эмоциональной поддержке со стороны старших на всех этапах их жизненного пути;
е) сексуальная, предполагающая как удовлетворение интимных потребностей супругов, так и сексуальный контроль за их поведением. Семья и брак упорядочивают сексуальные отношения между мужчиной и женщиной;
ж) функция социального самоопределения, которая узаконивает рождение человека и придает ему социальный статус. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе к которым относится родительская семья, она же определяет и социальный статус индивида;
з) досуговая (ее дополняет рекреативная функция), нацеленная на организацию совместного времяпровождения, на отдых, восстановление физических и психических сил членов семьи;
и) функция взаимодействия, представленная в трех видах: а) супружества (между мужем и женой – любовь, эмоциональная поддержка, физиологическая близость); б) родительства (рождение и воспитание детей); в) родства (взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями).
Все эти функции действуют в неразрывном единстве друг с другом. То, насколько семья будет успешной, зависит только от ее членов. В идеале всех членов семьи должны связывать глубокие эмоциональные чувства – любовь, признание и забота друг о друге.
Американский этнограф Л. Морган считал, что семья в своем развитии прошла следующие фазы: а) промискуитет (не регулируемые никакими нормами половые отношения между всеми членами сообщества); б) кровнородственная семья; в) пуналуальная семья (из полового общения исключаются родственники); г) синдиастическая семья (один мужчина живет с одной женщиной, а полигамные отношения допускаются только с его стороны); д) моногамная семья.
В ранний период первобытнообщинного строя главная роль в сохранении рода, в воспроизводстве детей и наследовании имущества отводилась женщине – такая семья называлась матриархальной.
В рамках патриархальной семьи ведущую роль приобрели мужчины. Наследование имущества стало осуществляться по мужской линии. Для этой семьи были характерны два основных признака:
а) господство в семейных отношениях мужчины;
б) в семью входят не только кровные родственники, но и рабы.
В таком типе семьи реально моногамия существовала только для женщин. Мужчины же имели широкую сеть сексуальных контактов вне семьи на стороне (куртизанки, гетеры, проститутки).
1. По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:
а) моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной. Распространен в современных развитых обществах;
б) полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами. Этот брак бывает двух видов: полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами (они могут быть сестрами); полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;
в) групповой брак – брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
2. В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть:
а) экзогамией (запрет браков в пределах одной родственной группы, что было характерным для первобытного общества);
б) эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).
3. По типам брачно-семейных отношений семьи подразделяют на:
а) супружеский брак, состоящий из взаимоотношений мужа и жены, регулируемых традициями, правовыми и моральными нормами и поддерживаемый любовью, единством целей, доверием, верностью, преданностью;
б) неполные материнские семьи, что связано с большим количеством разводов, частым овдовением и т.п. В такой семье все заботы возлагаются на женщину-мать, а мужчина-отец – отсутствует либо появляется в семье в качестве приходящего сексуального партнера, реже – приходящего папы;
в) неполные отцовские семьи;
г) альтернативные браки (или гражданские), представляющие собой длительный союз мужчины и женщины, юридически не подкрепленный.
4. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ такая семья считается основным социальным объединением.
Расширенная семья – это такая семейная структура, которая, помимо супругов и их детей, включает и других родственников.
5. По экономическому критерию:
а) неравный брак, подразумевающий, что супруги различаются по какому-либо социально значимому критерию: общественному положению, возрасту, доходу;
б) покупной брак, в рамках которого женщина вовлекается в обменный процесс в качестве товара. Издавна родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь.
Особой формой покупного брака является священный брак. Цель его – откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды и т.д. Обычай этого брака очень распространен и вошел в сюжет сказок практически всех народов Земли. Например, народ страны, подвергшийся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. Более поздняя форма покупного брака – неравный дарообмен. Возникает в эпоху патриархата. Мужчина преподносит девушке более дорогие подарки, чем получает от нее.
Утверждение частной собственности во многих случаях делает брак коммерческой сделкой. На мусульманском Востоке возникает калымный брак. Калым – это выкуп за невесту в качестве компенсации за потерю работницы. В современном мире сохранился в некоторых странах как пережиток.
Классификация форм брака может осуществляться еще по некоторым второстепенным параметрам:
а) брак с похищением (жениха или невесты). Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (в Европе);
б)гостевой брак,предполагающий,что супруги имеют свои собственные квартиры (дома) и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.
в)брак по договоренности или «свингерство» (от английского swinging – качание, колебание, свобода действий), в недавнее время получил распространение в США и некоторых других государствах. Например, приятели могут меняться на время своими женами, т.е. социальные и эмоциональные узы законного брака внешне сохраняются, но супружество утрачивает свою сексуальную исключительность.
Современная семья претерпевает существенные преобразования, особенно в области содержания и ценностных ориентиров. Выделяют два основных вида семьи: христианская и гуманистическая.
1. Признаки христианской семьи:
а) семья – важнейшая ценность человеческого существования. Общество успешно только тогда, когда оптимально разрешило семейные проблемы, а индивид обрел в семье гармонию и счастье;
б) бог предопределил каждого человека к созданию семьи, указав, что «Не хорошо быть человеку одному»;
в) муж и жена должны составить от начала и до конца своей жизни единую целостность, «одну плоть», т.е. быть едиными в духе, душе и теле, предельно открытыми друг другу;
г) после заключения брака новая семья, ее члены должна отделиться от своих родителей: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене»;
д) лидерство в семье закрепляется за мужчиной: «муж – глава семьи». Это не слепое и безусловное господство мужчины над женщиной, но лидерство, предполагающей выполнение мужчиной нескольких условий:
- он должен любить жену также сильно, как Бог человека;
- муж должен взять на себя ответственность за семью, за решение всех семейных проблем;
- жена является другом и помощником мужу на их общем жизненном пути;
д) брак основан только на любви. Любовь при этом выступает как предельная ориентация на другого человека, ставшего сверхценностью, как преодоление собственного эгоизма;
е) верность и преданность выступают ключевым атрибутом семейных отношений;
ж) недопустимыми являются добрачные и внебрачные сексуальные отношения;
и) безусловно осуждается и порицается развод супругов.
2. Признаки гуманистической семьи:
а) семья – важный фактор самореализации личности, но не всегда первостепенный. Могут быть более важные вещи, чем семейные отношения, например, карьера, власть, деньги;
б) правовое и моральное равноправие супругов;
в) нередким является лидерство женщины в семье;
г) известная автономия и отчуждение супругов друг от друга;
д) свобода выбора супругов;
е) полимотивированность брачного выбора (мотивом вступления в брак может быть не только любовь, но и иные соображения – деньги, престиж, статус, карьера и пр.);
ж) в любовных отношениях преобладает элемент потребления, а не отдачи, эгоизм, а не альтруизм;
з) скептическое отношение к «вечности любви». Преобладает убеждение в том, что однажды любовь «пройдет»;
и) частым явлением является развод, добрачные и внебрачные сексуальные отношения.
До Второй мировой войны на территории современной Беларуси преобладала патриархальная семья.
В послевоенные годы (40-80 гг.) в СССР стала доминировать детоцентристская семья, в которой большое значение предавалось воспитанию детей. Наиболее масштабно изучением семьи в этот период занимался Анатолий Харчев (советский социолог, главный редактор журнала «Социологические исследования»).
В ХХ веке в рамках европейской цивилизации происходит эволюция семьи и семейных отношений, связанная с переходом от брака по расчету или обязанности к браку по любви.
Современная семья – это, чаще всего, супружеская семья, предполагающая партнерские отношения.
Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того, чтобы отличать изучение пола в социологии в контексте социальных отношений и процессов, от изучения пола в иных дисциплинах, принято использовать понятие «гендер», введенное в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921-2006 гг.) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы и т.д.).
Позднее, в 1968 г. Роберт Столлер (американский психоаналитик), в отличие от своих предшественников, разграничил понятие sex – как биологический пол, а gender – как пол социальный.
Джудит Лорбер в своей работе «Пол как социальная категория» рассматривал эти категории (sex – gender) в пяти возможных позициях:
а) как биологическую категорию, в которой ключевую роль играет определенный гормональный набор – дородовый, подростковый, взрослый;
б) как социальную категорию, означающую, что каждый человек независимо от пола, обладает своим предназначением и социальной миссией по факту уже самого рождения;
в) как самоидентификацию, т.е. осознание себя в качестве представителя конкретного пола с присущими ему социальными чертами и ролями;
г) как процесс обучения, научения, овладения конкретными поведенческими действиями в рамках определенной гендерной роли;
д) как социальный статус и структуру. Речь идет о том, что каждый индивид, являясь частью некоторой общественной структуры, обладает одновременно и гендерным статусом как неким репертуаром социально предписанных отношений между полами, включая структуры господства и подчинения, распределения домашнего труда, доступа к социальным ресурсам и др.
В социологии гендерное направление чаще всего воспринимается как феминистское, т.к. оно напрямую связано с проблемой социального неравенства между мужчиной и женщиной и охватывает все социальные сегменты: семью, политику, трудовую и общественную деятельность, религиозные практики, социализацию и др.
Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реально социального неравенства в пользу «сильной половины человечества» никогда не оспаривался социологией. Новаторство же гендерного подхода проявилось в попытках придать этому неравенству социально-культурное, социально-экономическое и политическое значение, показать, что оно исторически сложилось в патриархальном обществе и поэтому социально преодолимо в процессе социальной модернизации. В связи с этим в рамках гендерной социологии подвергается критике традиционная патриархальная культура, основанная на принципах господства мужчины над женщиной.
С точки зрения феминизма, принципиально важным является непредубежденное отношение к людям по признаку пола и признание экономического, политического и социального равенства женщин.
Из подобного понимания социальной реальности возникают наиболее распространенные сферы исследований гендерной социологии, анализирующие положение женщин в экономике, общественной и семейной жизни с целью сделать эту проблематику «видимой», «озвученной» и введенной в социальное обсуждение.
В современной гендерной социологии относительно новыми относительно жизни семьи являются темы:
а) сексуального насилия над женщинами в семье;
б) сексуальных домогательств на работе;
в) неоплачиваемого домашнего труда;
г) сравнительный анализ отцовства – материнства (включая совмещение этих ролей);
д) семейные стереотипы современных мужчин;
е) проблемы карьерного роста женщин;
ж) интерпретация мужчины как «слабого пола»;
з) феномен однополых браков и др.
Развитие женских исследований на Западе привело также к изменению подхода в изучении гендерных аспектов. Начиная с 80-х годов ХХ столетия предметом исследования все чаще стали выступать рамочные условия, определяющие социальное бытие различных «женских групп» и восприятие ими социальных обстоятельств.
Параллельная область «мужских исследований» выросла из феминистских исследований. Специфика гендерных исследований заключается в том, что помимо «женских исследований» они включают и «мужские исследования».
Некоторые методы западной социологии, неприемлемы в рамках других цивилизаций, включая и восточно-славянскую, поскольку их социокультурные коды и ценности могут значительно отличаться.
В современном мире созданы специальные организационные структуры, руководящие гендерными исследованиями: Национальный совет по исследованиям женской проблематики (США), Институт Симоны де Бувар (Канада), Государственная комиссия по изучению равенства между мужчинами и женщинами (Швеция), Московский центр гендерных исследований и др.
В РБ гендерные исследования начали осуществляться в начале 1990-х годов.
Демографическая ситуация в Беларуси является одной из наиболее актуальных тем, поскольку многие годы подряд численность населения сокращается, а уровень смертности превышает уровень рождаемости. Социально-демографическая ситуация в РБ в начале ХХI века сопровождается следующими тенденциями:
а) сокращение численности населения и его старение. По итогам переписи населения РБ в 2019 г. в стране проживает 5 061 973 (53,8%) женщин и 4 351 473 (46,2%) мужчин.
б) низкий уровень рождаемости: 66,5% семей останавливаются на рождении одного ребенка;
в) высокое число разводов: почти половина заключаемых браков распадается (на 1000 браков приходится 550 разводов);
г) большое количество детей (каждый пятый ребенок) рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке;
д) существенное число детей-сирот (более 25 тысяч);
е) все дальше отодвигается возраст первого вступления в брак (24,4 года у женщин, 26,5 – у мужчин);
ж) усиливается эмансипация женщин, трансформирующая систему лидерства в семье;
з) выдвижение у многих современных родителей на первый план ценности материального благополучия, что провоцирует погружение ребенка в мир гаджетов и виртуальных игр. Как результат – их инфантилизм, волна нелепых подростковых самоубийств, позиция – «а это дело школы», пьянство и наркомания в среде подростков.
и) существенно изменился возраст рождения первого ребёнка. В 1990 году у городского населения он составлял 23,3 года, у сельского населения – 21,7 лет, а в 2017 году – 26,9 лет у городского населения и 24,8 года у сельского. При этом, согласно общенациональному социологического опросу (ИПМ, 2019 г.), оптимальным возрастом рождения первого ребёнка 41,6% населения считает возраст от 21 до 25 лет, 36% – от 26 до 30 лет, 11,7% – от 31 до 35 лет, 6,9% – до 20 лет и 3,8% – после 36 лет.
Планируемый уровень рождаемости не всегда совпадает с реальным. Для того, чтобы понять, почему люди не достигают запланированного уровня рождаемости, был задан вопрос о том, что может стать препятствием для рождения ребёнка в ближайшие 2 года. Наиболее существенными препятствиями, кроме возраста, являются: отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и желание сначала построить карьеру.
В связи с этим руководство РБ приняло в 2016 г. Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Она нацелена на «создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по укреплению здоровья, увеличению рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни». На ее основе осуществляются масштабные социальные программы, такие как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья и др.
1. Дайте определение феномена семьи.
2. Назовите основные формы брака.
3. В чем состоят основные функции семьи?
4. Назовите основные типы семьи.
5. Определите основные структурные компоненты семьи.