ВВЕДЕНИЕ


Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социология», входящей в структуру обязательного модуля «Экономика» разработан для иностранных студентов всех специальностей дневной и заочной формы получения образования.

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

ЭУМК включает в себя разнообразные материалы, использование которых поможет расширить и углубить знания, полученные на лекциях. В нем представлена программа учебной дисциплины «Социология», содержатся тесты лекций, приведены планы семинарских занятий и вопросы, которые, в соответствии с учебной программой, подлежат самостоятельному изучению. Комплекс содержит также различные материалы (тесты, глоссарий, вопросы для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы), использование которых позволит студентам самостоятельно оценить степень усвоения изучаемых тем.

ЭУМК подготовлен в соответствии с образовательным стандартом высшего образования первой ступени цикла социально-гуманитарных дисциплин, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь 15.07.2014. и на основании типовой учебной программы дисциплины «Социология» обязательного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, регистрационный номер № ТД-СГ.021/тип., утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30.06.2014 г.

Основные цели преподавания дисциплины:

- формирование у студентов фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли;

- осознание студентами специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь;

- формирование у будущих специалистов установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

Задачи изучения дисциплины:

- создать у студентов теоретико-методологический фундамент для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социальных процессах в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;

- научить студентов практически применять полученные знания к анализу современных социокультурных процессов, конфликтов, социальной стратификации общества.

В процессе изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные социологические понятия и категории;

- основные социальные цели белорусского общества;

- социально-стратификационную модель белорусского социума, характеристики социальных общностей в Беларуси;

- особенности социальных и социокультурных процессов в мире и в Республике Беларусь;

- содержание и особенности социальной политики в Республике Беларусь в контексте реализации модели ее устойчивого развития.

уметь:

- осуществлять поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников;

- анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

- использовать социологические знания для принятия рациональных решений в профессиональной деятельности;

- аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

- принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целью и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции (СЛК):

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции (АК):

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для

решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Методы обучения. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

- методы проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

- личностно ориентированные (развивающие) технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) формах и методах обучения («мозговой штурм», дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты, круглый стол);

- информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие проблемно-исследовательский характер процесса обучения и активизацию самостоятельной работы студентов (структурированные электронные презентации для лекционных занятий, использование аудио-, видеоподдержки учебных занятий (анализ аудио-, видеоситуаций)

Всего на изучение дисциплины «Социология» отводится 34 часа, в том числе аудиторных 18 часов (12 часов – лекционных и 6 часов – семинарских занятий). Форма контроля знаний – экзамен.