Содержание
1. Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития.
2. Понятие социального развития.
3. Кризис как стадия развития социальных систем.
4. Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь.
5. Модель устойчивого развития белорусского общества.
Исторический процесс – категория философии, истории, социологии и иных социогуманитарных наук, объединяющая прошлое и настоящее с будущим в один временной и насыщенный событиями континуум. В рамках исторического процесса прошлые события сочетаются с настоящей причинно-следственной связью, то есть настоящее понимается как результат прошлого. Весь спектр целенаправленных изменений общества и его структурных элементов в историческом контексте может быть определён как социальная динамика (социодинамика). Автором данного термина является французский учёный О. Конт. Динамичное развитие естественных наук (математики, физики, химии, биологии и др.) породило феномен применения научных достижений на практике – развитие технологий, механики, что в свою очередь сказалось на характере развития общества и государства и актуализировало необходимость изучения социальных явлений с использованием методологического инструментария естественных наук. С помощью понятий «социальная статика» и «социальная динамика» О. Конт делает попытку объяснения двух, казалось бы, взаимоисключающих аспектов общества – порядка и прогресса. По мнению французского мыслителя, человечество прошло три последовательных стадии, для которых характерны соответствующие подходы объяснения реальности: теологическая стадия, метафизическая стадия и научная стадия (позитивная). Трансформации в человеческом сознании (различные на каждом этапе), с точки зрения О. Конта, связаны с соответствующими изменениями в социальной системе.
Существующие концепции осмысления характера исторического процесса условно можно объединить в рамках линейного (стадиально-поступательного) и нелинейного (цивилизационного) подходов.
Линейный подход основывается на принципах понимания истории как логического, закономерного, одинаково характерного для всего человечества глобального процесса. В данном контексте исторический процесс следует рассматривать:
- как поступательную смену одних стадий другими;
- как процесс развития от простых этапов к более совершенным – прогресс;
- как процесс возврата к более простым формам социальной организации – регресс.
Рассмотрим отдельные концепции в контексте линейного подхода. Уже теории социального развития эпохи Просвещения (И.Г. Гердера, М.Ж. Кондорсе, Л.Г. Моргана и др.) отражают линейно-стадиальный характер истории человечества:
- стадия дикости – характеризуется ведением присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) и существованием родовой общины;
- стадия варварства – характеризуется становлением и развитием присваивающего хозяйства (земледелие, скотоводство), возникновением, торговли, социального неравенства, переходом от родового к классовому обществу;
- стадия цивилизации – характеризуется возникновением и развитием городов, окончательным утверждением социальной стратификации, становлением письменности, науки и образования.
Основой концепции Г. Спенсера является феномен «эволюции». Различные фазы эволюции – от неорганических до органических и социальных – английский социолог рассматривает как фрагменты одного процесса, управляемого одними и теми же естественными законами. Г. Спенсер выделил три основных принципа, определяющих сущность эволюционного процесса:
- принцип интеграции заключается в переходе от менее последовательных к более последовательным формам;
- принцип многообразия указывает на появление все более разнородных, более сложных и разнообразных форм социальной архитектуры;
- принцип определённости (упорядоченности) характеризует эволюцию как переход от хаоса к порядку.
Социальная эволюция, по мнению учёного, заключается в создании все более сложных обществ. Г. Спенсер разделяет военные общества, основанные на иерархическом принуждении, и индустриальные общества, основанные на добровольном обмене. Таким образом, направление социальной эволюции – это переход от форм, типичных для военного общества, к формам, типичным для индустриального общества.
В середине ХIХ в. возникла формационная концепция. По мнению автора данной идеи К. Маркса, человечество в процессе истории проходит определенные формации (этапы), которые отличаются друг от друга фундаментом (экономика) и надстройкой (культура, политика, религия и др.). Формацию следует понимать, как исторически устоявшийся тип общества, основанный на определенном методе материального производства, которое и является фундаментом всех социальных отношений. К. Маркс выделил следующие типы обществ:
- первобытнообщинные;
- рабовладельческие;
- феодальные;
- капиталистические.
Наиболее высокий уровень развития общества, по Марксу, возможен только после истории в некоем новом гармоничном мире, называемом коммунизмом (включая социализм как первую стадию коммунистической формации).
В ХХ в. получают своё развитие теории индустриального, постиндустриального и информационного обществ. Понятие «постиндустриализм» обязано своим рождением японскому учёному А. Кумарасвами. Концепция «постиндустриального общества» получила широкое распространение в связи с публикацией трудов американского социолога Д. Белла, который, объясняя суть постиндустриального общества, выделяет следующие технологические революции:
- создание паровой машины в XVIII в.
- научные и технологические достижения в сфере химии и электричества в XIX в.
- изобретение компьютеров в XX в.
Американский социолог утверждает, что в ближайшем будущем возникнет поточное производство информации, которое обеспечит нужное социальное развитие по всем возможным направлениям.
Одна из ключевых концепций в области социального развития была разработана американским мыслителем У. Ростоу. Учёный представил пять шагов, которые должны сделать все страны для достижения достаточного уровня развития (модернизации):
Традиционное общество. Характеризуется доминированием сельскохозяйственного фактора в экономике, низким уровнем торговли, зачаточным состоянием науки и технологий.
Переходное общество – стадия «создания предпосылок для взлёта». На данном этапе осуществляются значимые изменения в трех непромышленных сферах экономики: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.
Стадия «взлёт». Этот непродолжительный по времени этап характеризуется интенсивным ростом, индустриализацией, возникновением очагов институциональной структуры вокруг новых отраслей экономики.
Стадия «зрелости».Этот протяжённый во времени этап характеризуется ростом уровня жизни, широким использованием технологий, приращением и диверсификацией национальной экономики, сдвигом от предложения к спросу, от производства к потреблению.
Эпоха «высокого массового потребления». У. Ростоу считал, что западные страны, и в первую очередь США наглядно иллюстрируют данный этап, характеризующейся успешностью капиталистической системы, построенной на массовом потреблении производимой продукции.
«Стадия поиска качества жизни». На этом этапе на первый план выдвигается духовное развитие человека.
Традиционной, основанной на линейном подходе, для области социально-гуманитарных наук является следующая периодизация исторического процесса:
Первичное общество:
- основой существования выступают охота, рыболовство и собирательство;
- использование примитивных орудий труда;
- разделение труда на основе гендерного признака;
- становление семьи как основной форм социальной организации.
Традиционное общество:
- основой существования выступает сельское хозяйство;
- использование природных источников энергии (энергии ветра и воды);
- развитие товарообмена и товарно-денежных отношений;
- формирование сложной социальной структуры;
- ограниченная социальная мобильность;
- функционирование закрытых государств.
Индустриальное общество:
- промышленная революция;
- социальные изменения в результате процессов индустриализации и урбанизации;
- резкое увеличение рабочего класса (пролетариата);
- высокая социальная мобильность;
- значительное и постоянно растущее материальное неравенство.
Постиндустриальное общество:
- возрастающее значение сектора услуг;
- автоматизация, роботизация и компьютеризация производственных процессов;
- главной экономической ценностью становится знания;
- высокая социальная мобильность.
Постиндустриальное общество имеет множество наименований: его называют также надиндустриальным (Р. Арон), цивилизацией третьей волны (О. Тоффлер), электронным (М. Морисима). Концепт «информационное общество» ввели в социогуманитарное знание американский и японский учёные Ф. Махлуп и Т. Умесао. Информационное общество – общество, в котором информация, полученная, обработанная и распространенная с использованием современных технологий, является наиболее значимым товаром.
Существенными недостатками линейного подхода являются следующие:
- определяющая роль экономики без явного учёта иных значимых сфер социальной системы;
- принижение роли человеческого фактора (личности в истории);
- игнорирование локальных особенностей истории отдельных народов (обществ).
Преодолеть вышеназванные недостатки призван нелинейный (цивилизационный) подход, ориентированный на утверждении «множественности истории». Говоря иными словами, сторонники нелинейного подхода отрицают стадии развития и исходят из позиции, что не существует единой модели истории человеческого общества, а существует множество отдельных, независимо друг от друга возникающих и развивающихся культур или цивилизаций. Впервые понятие «цивилизация» появилось в период Античности. В процессе развития социогуманитарного знания категория «цивилизация» понималась:
- как противопоставление варварству;
- как более крупная и более «высокая» культура, в отличие от более мелких, предположительно, примитивных культур;
- как торжество человеческого разума;
- как прогресс человечества в целом.
Таким образом, цивилизация – это устойчивая сложная социальная система, которая характеризуется общностью духовных ценностей, традиций, образа жизни, символических систем коммуникации (устный язык, письменность), отделением и доминированием над природной средой, наличием этнической идентичности и развитой социальной стратификации.
Однако уже в XVIII-XIX вв. концепт «цивилизация» не всегда рассматривался исключительно как улучшение. В работах Ж.-Ж. Руссо, И. Гердера, С. Кьеркегора и др. прослеживалась идея, что хотя цивилизация и более рациональна, более успешна в контексте материального прогресса, тем не менее, она создаёт условия для развития социальных пороков, таких как хитрость, лицемерие, зависть и алчность.
У истоков нелинейного понимания исторического процесса стоял известный русский учёный ХІХ в. Н.Я. Данилевский. Мыслитель отрицал общность человеческой истории и утверждал, что каждая нация (цивилизация) объединены своим языком и особым культурным складом, которые она не может передать другой нации. На основании четырёх видов историко-культурной деятельности (религиозная, политическая, культурная, общественно-экономическая) Н.Я. Данилевский выделил тринадцать «культурно-исторических типов» или цивилизаций: египетский, китайский, халдейский, индийский, иракский, еврейский, греческий, римский, новосемитский, романо-германский, мексиканский, перуанский, славянский. Для каждой цивилизации, по мнению учёного, характерен следующий цикл развития: зарождение, процветание, дряхление и гибель.
Модель исторического процесса, предложенная в ХХ в. немецким учёным О. Шпенглером, также предполагает, что любая культура – это суперорганизм с ограниченной и предсказуемой продолжительностью жизни. Для Шпенглера цивилизация – это стадия упадка (заката) культуры, которая характеризуется деградацией традиционных духовных ценностей. Культуры, достигнув завершения цикла своего существования, часто вытесняются более мощной новой культурой.
В свою очередь, английский социолог А. Тойнби рассматривал рост и упадок цивилизаций как духовный процесс. Цивилизация у Тойнби – это общность людей, объединённых духовными (в первую очередь религиозными) традициями, географическими и историческими границами. Учёный выделял шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и некоторые другие цивилизации. По его мнению, цивилизации рождаются и успешно развиваются при условии эффективного реагирования на последовательные вызовы извне, и распадаются, когда им приходится сталкиваться с проблемой, с которой они не могут справиться.
По утверждению американского учёного С. Хантингтона, цивилизацию следует рассматривать как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей, характерными чертами цивилизации являются общность языка, истории, религии, обычаев, институтов, а также субъективная самоидентификация людей. Согласно Хантингтону, определяющей характеристикой ХХІ-го в. станет столкновение цивилизаций, а конфликты между цивилизациями вытеснят конфликты между национальными государствами и идеологиями, характерными для ХІХ-го и ХХ-го вв.
Следует отметить, что теоретические модели, объединённые в рамках нелинейного (цивилизационного подхода) также обладают рядом недостатков:
- отрицание объективных закономерностей (связей) между «множественными историями» различных культур и цивилизаций;
- невозможность рассмотрения всеобщей истории человечества, как единого процесса развития.
Таким образом, для понимания сущности и специфики социально-исторического процесса необходима интеграция теоретико-методологического инструментария и наследия в рамках сложившихся научных подходов.
Изучение социальных изменений является одним из традиционных вопросов социологии. Уже в первой половине XIX в. автор термина «социология» – Огюст Конт – различал два основных взгляда на социальную реальность: социальную статику и социальную динамику. Именно социальная динамика должна была стать теоретическим полем, описывающим изменения, происходящие в обществе. В социологии для описания социальной динамики применяются понятия развитие, прогресс, эволюция, революция, модернизация и др. Все вышеназванные категории объединяет содержательное пространство концепта «социальные изменения», который следует понимать, как разницу между состоянием социальной системы в определенный момент и ее состоянием через определенный прошедший промежуток времени. Выделяют следующие причины социальных изменений:
- изменения в природной среде;
- культурные процессы, например, феномен диффузии (взаимопроникновения культур);
- технологические преобразования;
- экономические преобразования;
- изменения в политико-правовой системе;
- влияние выдающихся личностей (пассионариев) и др.
Социальные изменения могут заключаться в:
- изменении институционального состава социальной системы;
- изменении социальной структуры;
- изменении социальных функций;
- изменении системных границ;
- изменении социальной среды;
- изменение отношений между социальными подсистемами и др.
Для большинства социальных изменений характерны неравномерность, необратимость и противоречивость, что вызывает неоднозначное восприятие социальных трансформаций представителями различных социальных групп. Можно выделить следующие формы отношения к социальным изменениям:
- конформизм – некритическая адаптация к переменам;
- инновация – творческая адаптация к новым условиям;
- выход – скрытое отсутствие принятия;
- восстание – противодействие изменениям и др.
В широком спектре социальных трансформаций следует выделить те, которые характеризуются качественными изменениями. Традиционно подобные изменения определяют как социальное развитие.
Различают реформационную (эволюционную) и революционную (радикальную) формы социального развития. Для первой (реформационной) характерны:
- постепенная трансформация элементов социальной системы;
- избегание насилия;
- использование правовых инструментов.
В свою очередь вторая (революционная) обладает следующими характеристиками:
- изменения охватывают все сферы жизни;
- радикальный характер изменений;
- быстрый и непредсказуемый ход изменений;
- массовое участие больших социальных групп;
- наличие сильных социальных эмоций.
Таким образом, социальное развитие – это целевой социальный процесс, который приводит к постоянному росту определенных переменных, обладающих существенной значимостью для конкретного общества. При этом целевая последовательность изменений, благоприятных для данного общества, определяется как социальный прогресс, а направленная последовательность изменений, неблагоприятных для данного сообщества, называется социальным регрессом.
Социальные изменения не всегда приводят к ожидаемым положительным результатам и зачастую характеризуются неблагоприятными для общества последствиями, угрожающими стабильности социальной системы. Вышеназванные социальные трансформации вызваны социальными противоречиями. Традиционно выделяют три группы противоречий в социальных системах:
- противоречия индивидов в рамках одной социальной группы;
- противоречия между интересами и потребностями различных социальных групп;
- противоречия между единым интересом конкретной социальной системы и интересами других социальных систем.
Пиковой стадией концентрации и проявления социальных противоречий является социальный кризис. Человечество имеет дело с кризисными ситуациями на протяжении всей своей истории. Общество периодически оказывается в условиях, в рамках которых определяющую роль играют негативные факторы, вызывающие состояние внутреннего дисбаланса всей социальной системы. Социальные изменения нельзя полностью контролировать и прогнозировать. Природа негативных факторов, воздействующих на общество, также не может быть полностью предсказана. Однако мы можем ограничить ситуации, вызывающие кризис, и минимизировать его последствия. Тем не менее, они не могут быть устранены полностью. Кризис – это особое явление, происходящее в рамках общего, иногда очень длительного, процесса социальных изменений вокруг нас.
Cоциальный кризис – совокупное состояние социальной напряженности и конфликтов, которое, если не будет вовремя разрешено, прервет текущий цикл развития общества. Социальный кризис, в отличие от социального конфликта, который нарушает эволюционное развитие, способен привести к серьёзной дезорганизации и даже упадку социальной системы. Кризис является кульминацией конфликтов в различных сферах общественной жизни. Эти конфликты вездесущи, неизбежны, потому что они присущи структуре общества.
Причинами социальных кризисов являются:
- разрушение алгоритма функционирования и воспроизводства основных видов социальных связей и в обществе;
- недовольство людей распределением значимых для социума ресурсов (богатства, власти, престижа);
- усиление социальной дифференциации;
- сложное экономическое положение в сообществе;
- непрофессиональное управление;
- ошибочные стратегии развития общества;
- высокий уровень противоречий (конфликтности) между различными социальными группами;
- системные коррупционные проявления;
- высокий уровень девиаций и разрушение ценностных оснований общества;
- природные и техногенные катаклизмы и др.
Одним из следствий кризиса следует считать дисфункцию. Данное понятие было введено в научное знание американским социологом Р. Мертоном и определено как «наблюдаемые следствия, которые уменьшают адаптацию и регулирование в системе». Например, дисфункция социального института представляет собой нарушение взаимодействия института с социальным окружением (с организационной точки зрения это характеризуется недостатком кадров, материальных ресурсов, эффективного управления и др.).
Можно выделить следующие признаки социального кризиса:
- высокая степень охвата социальных связей и отношений;
- высокий уровень социальной напряженности;
- тотальная вовлеченность индивидов, групп и общностей;
- неконтролируемость и хаотичность;
- необходимость оперативного принятия решений и эффективных действий;
- вероятность непредсказуемых последствий, которые выражаются в трансформации или распаде социальной системы.
Традиционно выделяют три стадии в развитии кризиса:
Первая стадия характеризуется деформацией отдельных элементов, функций или процессов внутри социальной системы, нарушением межсистемных связей. На этой стадии возможно относительно «безболезненное» восстановление системы с наименьшими ресурсными затратами.
Вторая стадия отличается нестабильностью социальной системы в целом, угрозой потери её целостности. На этой стадии еще возможно возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.
Третья стадия означает окончательное разрушение существующей социальной системы. Она либо окончательно разрушается, либо переходит в принципиально новое качественное состояние. Возврат к прежнему – уже невозможен.
Социальные кризисы могут быть классифицированы на основании следующих критериев:
- по причинам, вызвавшим кризис (объективные и субъективные);
- по длительности протекания (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
- по сферам проявления (политические, экономические, культурные).
Несмотря на непредсказуемость и сложность социальных кризисов существуют следующие стратегии их разрешения:
- реставрация (возврат в докризисное состояние через нейтрализацию негативных факторов, присутствующих в условиях кризиса);
- невмешательство (акцент на возможном саморазрешении кризиса);
- обновление (объективная оценка соотношения традиционного и инновационного с учетом назревших потребностей социального системы, её специфических особенностей.
Одним из постоянных социальных процессов является управление. Целью социального управления является построение определённой модели взаимодействия между объектом и субъектом правления. Как субъектами, так и объектами социального управления являются государство, общество, социальные группы, личность. Социальное управление представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия (индивидов, социальных групп, институтов и других организационно оформленных структурных элементов социальной системы), при котором субъект оказывает регулирующее воздействие на объект. В идеале модель социального управления на уровне государства должна обеспечить стабильность и эффективность жизнедеятельности социальной системы.
Одним из закономерных итогов развития общества стало появление феномена «социальное правовое государство». Впервые данное понятие употребил в 1813 г. немецкий учёный К. Велькер. Правовое государство предполагает такую форму организации деятельности публичной власти в её взаимодействии с субъектами-носителями прав, которая осуществляется через взаимное выполнение обязанностей как со стороны государства, так и индивида. Идея социального государства сформировалась несколько позднее. Данный термин для определения нового для того периода понимания сущности традиционных обязанностей государства ввёл в научный оборот в 1850 г. ещё один немецкий учёный Л. фон Штайн. Впервые в истории белорусского народа феномен «социальное правовое государство» нашёл своё воплощение в Конституции Республики Беларусь.
В основе социального правового государства, на наш взгляд, лежат следующие принципы:
- демократизация общества;
- верховенство прав человека и закона;
- правовая защищённость человека;
- разделение властей и конституционализм;
- справедливость и равенство, баланс интересов и взаимная ответственность государства, общества и индивида, реализуемые через социальную политику.
Таким образом, социальное правовое государство – это конституционно-закреплённая система политических, правовых, экономических и социальных институтов и механизмов, основанная на демократии, верховенстве закона, приоритете прав человека, справедливости и равенстве, взаимном выполнении обязанностей, реализуемая через сбалансированную политику государства, обеспечивающую политическое, экономическое и социально-культурное благополучие индивидов, социальных общностей и общества в целом.
Функциональной стороной феномена «социальное правовое государство» является социальная политика. Социальная политика – система мер и мероприятий, реализуемых государством и другими социальными институтами, направленных на систематическое обеспечение достойного уровня жизни индивида, социальных групп и общества в целом.
С момента обретения независимости Беларусь начала строительство демократического социального правового государства, наполненного реальным содержанием, которое обеспечивается через выполнение следующих задач:
- обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных минимальных услуг, повышение роли социальных гарантий и минимальных социальных стандартов;
- перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых и малообеспеченных групп населения;
- опора на собственные силы, развитие трудовой активности и предприимчивости граждан;
- обеспечение эффективной занятости населения, создание новых рабочих мест;
- сокращение бедности и неравенства;
- развитие человеческого потенциала, повышение образовательного уровня населения.
Политико-правовой основой социальной политики белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Согласно ст. 41 Конституции, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с признанием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Уровень обеспечения экономических, социальных и культурных прав тесно связан с уровнем экономического развития государства. Провозглашение республики социальным государством означает, что его экономическая и социальная политика во многом обусловливают друг друга. Это определило выбор белорусским государством модели социально-ориентированной рыночной экономики. Политика, носящая социальный характер, включает в себя диалектическое обеспечение принципов индивидуализма и солидарности.
В любом государстве не существует прав без обязанностей гражданина. При закреплении обязанностей Конституция Республики Беларусь основной акцент делает на обеспечение прав и свобод граждан. Таким образом, Основной Закон устанавливает взаимную ответственность человека, гражданина и государства.
На наш взгляд, значимой особенностью белорусского государства является ориентированность на безусловное формирование позитивного и динамичного отношения к труду, на преодоление политического, социального, экономического, информационного неравенства. Для достижения этого необходимо органичное соединение человека-труженика, ситуации, процесса, сознания, деятельности (поведения) и окружающей работника среды (политической, экономической, социальной, культурной), гармоническое сочетание системы прав и обязанностей, ответственности человека (гражданина), общества и государства.
Важными документами, определяющими сущность, содержание, цели и принципы национальной социальной политики являются также Законы Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «О правах ребёнка», «О беженцах», Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и др.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь чётко обозначила основные национальные интересы белорусского государства в социальной сфере:
- удовлетворение основных социальных потребностей граждан, минимизация негативных последствий социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе;
- обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения;
- снижение уровня преступности и криминализации общества;
- обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда;
- развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, сохранение и приумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма;
- обеспечение гармоничного развития межнациональных и межконфессиональных отношений.
Вышеназванный политико-правой акт в качестве основных приоритетов в социальной политике обозначил следующие:
- повышение уровня и качества жизни через усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие, эффективность экономики, рост реальных денежных доходов, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики;
- совершенствование трудовых отношений и занятости населения;
- социальная защита населения;
- совершенствование пенсионного обеспечения через укрепление страховых принципов, установление более точной зависимости размера пенсий от заработка и страхового стажа;
- молодежная политика;
- улучшение демографической ситуации.
Наше государство первым в СНГ приняло закон о демографической безопасности. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 4 января 2002 г. № 80-З, одним из основных принципов обеспечения демографической безопасности является «приоритет национальных демографических интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека и уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев населения». Укрепление репродуктивного здоровья – одно из главных направлений национальной стратегии Республики Беларусь. Но работа государственных учреждений, профильных общественных организаций и других институтов гражданского общества будет напрасной, если граждане будут безразличны к собственной жизни и здоровью.
Государственная поддержка семьи, социальная защита социально уязвимых категорий выступают значимыми направлениями государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.
Особой заботой государства пользуются многодетные семьи. Значительные государственные инвестиции направляются для поддержки молодёжи и молодых семей.
С 2001 г. в республике создана система государственной адресной социальной помощи, которая направлена на оказание материальной помощи и поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В каждом административном районе республики созданы территориальные центры социального обслуживания населения.
В контексте социальной политики белорусского государства значимое место занимают вопросы возрождения и развития села, социально-экономического развития малых и средних городов, повышения уровня и качества жизни населения.
Важную роль в реализации широкого спектра направлений социальной политики занимают общественные и религиозные объединения.
В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, важнейшими из которых являются:
- человек – цель прогресса;
- уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
- повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, совершенствование структур производства и потребления;
- приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, культуры, как важнейших сфер жизнедеятельности общества, факторов долгосрочного роста трудовой активности и творческого развития личности;
- рациональное природопользование, сохранение и улучшение окружающей природной среды;
- переход на ресурсосберегающий инновационный тип развития экономики в пределах хозяйственной емкости экосистем;
- совершенствование системы управления, механизмов принятия и реализации управленческих решений;
- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
- повышение уровня координации и взаимодействия государства, частного бизнеса и гражданского общества по реализации поставленных целей и задач устойчивого развития.
Для достижения поставленных целей в области развития человека предстоит решить следующие задачи:
– повышение качества человеческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей каждого человека, воспитание высокообразованной, здоровой, всесторонне развитой личности, восприимчивой к инновациям, способной превратить свои знания в фактор экономического прогресса;
– создание условий, обеспечивающих свободно избранную занятость и профессиональное развитие, достойный уровень доходов, высокое качество и доступность услуг для всех граждан;
– формирование условий для развития инклюзивного общества, обеспечивающего равенство возможностей всех граждан, включая присоединение Республики Беларусь к Конвенции ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования и др.
Основными характеристиками современной белорусской модели являются:
– сильная эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
– равные правовые условия для всех граждан в их самореализации, обеспечение собственным трудом достойного существования и материального благосостояния;
– переориентация системы социальной защиты с социальной помощи на адаптацию и интеграцию маргинальных групп населения в общественно полезную деятельность и др.
В целом национальную систему обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь можно представить в виде следующей институциональной модели:
– государственные институты: Президент Республики Беларусь; органы законодательной власти (Совет Республики и Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Постоянная комиссия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, Национальная комиссия по правам ребёнка и др.); органы исполнительной власти (Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей, государственные организации, иные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и др.); органы судебной власти (Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, Минский городской суды, районные (городские) суды); иные правоохранительные органы (прокуратура, органы юстиции, органы внутренних дел и др.); органы местного управления и самоуправления (областные и Минский городской Советы депутатов, районные, городские (городов областного подчинения) Советы, городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы); учреждения системы здравоохранения, образования, сферы социального обслуживания и защиты, иные государственные учреждения.
– институты гражданского общества: общественные и религиозные организации; волонтёрские организации; профессиональные союзы; молодёжные организации и др.; негосударственные правоохранительные органы (адвокатура и частный нотариат, третейские суды, добровольные дружины, юридические клиники и др.); политические партии; негосударственные средства массовой информации, институты негосударственного сектора экономики и социальной сферы.
Нисколько не умаляя роль личной активности каждого человека и институтов гражданского общества в реализации основных направлений политики устойчивого развития, всё же надо признать определяющую роль государства, призванного создавать необходимые предпосылки и условия её обеспечения, сохраняя при этом необходимый баланс общественных и личных интересов.
Об эффективности современной белорусской модели устойчивого развития свидетельствуют высокие показатели белорусского государства в рейтингах международных организаций. Так, в рейтинге ООН в соответствии с Докладом о человеческом развитии 2019 г. Республика Беларусь заняла 50 место среди 189 стран мира. Индекс человеческого развития (ИЧР) исчисляется по трём показателям – ожидаемой продолжительности жизни, средней продолжительности обучения и валовому национальному доходу. С 1995 г. ИЧР для Республики Беларусь характеризуется постоянным повышением. Беларусь входит в группу стран, где индекс человеческого развития женщин равен или превосходит аналогичный показатель среди мужчин. В Республике Беларусь принят Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы. Согласно Докладу о глобальном гендерном разрыве 2019 г., по версии Всемирного экономического форума Беларусь занимает 29 место из 153 государств (главная цель данного индекса – показать, насколько сбалансированно и эффективно государства в соответствии со своими национальными особенностями распределяют свои ресурсы между мужчинами и женщинами). В рейтинге наиболее благополучных для материнства и детства государств, ежегодно составляемом международной гуманитарной организацией Save the Children, Беларусь входит в группу наиболее благополучных стран (этот рейтинг является неотъемлемым показателем в оценке социальной ситуации в государствах). В данном контексте существенное положительное влияние оказывает рекордно низкий показатель материнской смертности (в 2018 г. он составлял 4 женщины на 100000 рожениц, по итогам 2019 г. – 2 женщины на 100000 рожениц).
В 2016 г. Беларусь стала участницей Конвенции о правах инвалидов, которая направлена на поощрение, защиту и обеспечение участия инвалидов наравне с другими гражданами в жизни общества. 18 октября 2016 г. принят закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» – для Беларуси она вступила в силу 29 декабря. Инструментом, обеспечивающим интеграцию и выработку скоординированных действий по реализации вышеназванного международного акта, является Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов.
Республика Беларусь принимает активное участие в достижении Целей устойчивого развития ООН и Повестки-2030. Данные цели направлены на искоренение человеческого неравенства, которое ослабляет социальную сплочённость, и оказывает негативное влияние на все сферы жизнедеятельности личности, общества, государства.
Республика Беларусь находится на этапе постиндустриальной модернизации, в основу которой заложены человеческий капитал и экономика знаний, инновационные технологии и социально ориентированная экономика. Однако это не означает, что Белорусское государство сводит модернизацию до уровня простого распространения технологических инноваций с их последующей социальной адаптацией. «Все это, – утверждает известный белорусский ученый Е.М. Бабосов, – составляет непременные атрибуты того неукротимого императива развития Беларуси в первой четверти XXI в., каковым является системное осуществление постиндустриальной, информационной модернизации, базирующейся на эффективно регулируемом государством интенсивном и социально ориентированном развитии рыночных отношений и базовых ценностей созданной народом национальной культуры». Белорусская модель устойчивого развития утверждается как непрерывное продуктивное взаимодействие между личностью, обществом и государством, как рациональная эволюция в политической, экономической и духовной сферах.
1. Назовите три основных принципа, определяющих сущность эволюционного процесса по Г. Спенсеру.
2. Чем отличается социальное государство от правового?
3. Охарактеризуйте традиционное, индустриальное и постиндустриальные общества.
4. Назовите основные национальные интересы белорусского государства в социальной сфере.
5. В чем суть социальной политики Республики Беларусь?
6. Что такое модель устойчивого развития белорусского общества?