Содержание
1. Социальная структура общества.
4. Критерии выделения среднего класса в структуре современного белорусского общества.
Понятие «социальная структура» является базовым для всех разделов социологии.
Общество представляет собой сложноорганизованную саморазвивающуюся систему. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и иную качественную определенность. Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реализуя свои интересы, выполняя необходимые жизненные функции, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений, некую социальную позицию.
Социальная структура общества – это совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия.
Впервые термин «социальная структура» ввел в социологию Г. Спенсер.
Исходной для понимания социальной структуры общества являются категории социальной группы, общности.
Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Согласно классическому определению Р. Мертона, социальная группа – это совокупность людей, которые:
– определенным образом взаимодействуют;
– осознают свою принадлежность к группе;
– считаются ее членами с точки зрения других людей.
Рассмотрим основные подходы к классификации социальных групп.
По критерию величины выделяют малые и большие группы.
Малые группы – это группы, в которых общественные отношения выступают в качестве непосредственных личных контактов. Например, семья, класс, студенческая группа, спортивная команда, экипаж самолета, компания друзей.
В больших социальных группах (классовых, территориальных, национальных и других широких общностях) связи и отношения носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. К ним можно отнести социальные классы, сословия, профессиональные, демографические, а также этнические объединения (народность, нация, раса).
По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы.
В первичной группе связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы. К первичным группам относиться школьный класс, семья, соседство, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников.
Вторичная группа организованна для реализации определенных целей и в которой преобладают предметные контакты, которые являются опосредственными. К этому типу групп относится электорат той или иной партии, различные движения по интересам (фанаты, объединения автолюбителей, любители Интернета и др.). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическим основаниям и т.п.
По способу и характеру организованности различаются формальные и неформальные группы.
Формальные организации действуют чаще на основе принятых ими уставов и программ (политические партии), имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы.
Неформальная группа не имеет нормативно закрепленных оснований для функционирования ее членов, их поведение не регламентировано. Их действия осуществляются главным образом на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массовых движений. Они создаются для достижения вполне определенных целей – текущих и долговременных.
Квазигруппы образуются из случайно оказавшихся вместе, но не связанных реальными взаимодействиями людей (аудитория, толпа, социальные круги).
Еще одной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие социальная общность.
Социальная общность – совокупность людей, объединенных устойчивыми связями и отношениями и выделяемая по критерию территориальных и социокультурных параметров.
Объединение индивидов в социальные общности происходит на основе различных характеристик и признаков. В этой связи правомерно выделение социально-классовых, демографических, территориальных, профессиональных и этнических звеньев социальной структуры общества.
Социально-классовая структура общества появилась позже социальной, с разделением общества на классы;
социально-демографическая (женщины, мужчины, молодежь, пенсионеры);
социально-территориальная структура общества, складывается на основе различий в условиях их территориального местоположения и выражает такие характеристики общества, как плотность населения, различия в территориальном положении (жители регионов, городское и сельское население), причины и пути миграции;
социально-профессиональная (например, инженерно-технические, педагогические, медицинские, управленческие работники и т.д.);
социально-этническая структура общества дает представление о национальной пестроте того или иного общества, характере межнациональных отношений, механизмах и формах организации полинациональных социальных пространств.
Социальная структура представляет собой горизонтальный срез общества, систему рядоположенных элементов общества, отражает его гетерогенность (неоднородность). Вертикальный срез общества описывает понятие «социальная стратификация», которое отражает иерархию социального пространства, социальное неравенство.
Разнообразие отношений, ролей, позиций порождает различие между людьми в каждом конкретном обществе. Возникает необходимость каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, которые отличаются во многих аспектах.
В современных обществах сосуществует несколько систем неравенства: власти, собственности, престижа. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии используют понятие «социальная стратификация» (от лат. stratum – слой, пласт и facere – делать). Понятие «стратификация» пришло в социологию в 1920-е гг. из геологии, где оно обозначало расположение пластов различных пород по вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли, расположив социальные слои также по вертикали. Социальная стратификация – деление на общественные слои (пласты). Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые верхнюю.
В социологии в 20-е гг. XX в. его применил П.А. Сорокин, разработавший и систематизировавший ряд понятий, которые легли в основу социальной стратификации.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека или группы в обществе. В этом случае статус выступает обобщенным показателем стратификации.
Под социальной стратификацией, согласно Э. Гидденса, понимается структурное неравенство между разными группами людей. По мнению Н. Смелзера, стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества. Таким образом, стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества. Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых у них существует неравный доступ к различного рода ресурсам.
Для определения всего спектра различий между людьми существует понятие социальной дифференциации, в отношении к которой социальная стратификация выступает как частное понятие. Термин «дифференциация» используется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно дифференциация обуславливает имущественное, статусное и властное неравенство. Кроме того, дифференциация включает и такие социальные отличия, которые не связаны с социальным неравенством.
Основные теории социального неравенства и стратификации созданы К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным и др. видными социологами. В марксистской теории экономического детерминизма социальное неравенство объяснялось делением общества на классы, что явилось результатом общественного разделения труда и формирования частной собственности. Главный признак классовых различий – отношение к средствам производства. Отношения собственности определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные).
Важный вклад в развитие социальной стратификации внес М. Вебер. Он считал, что социальная структура – это многомерная система, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит социальному статусу и власти. М Вебер выделяет три базовых основания социальной стратификации: собственность, власть, престиж:
– различия в собственности порождают экономические классы - т.е. имущественное неравенство (представители разных социальных классов имеют разный уровень доходов, а также возможности для его получения);
– различия по отношению к власти порождают политические партийные различия, т.е. властное неравенство (способность человека проводить планы в жизнь через властно-политические структуры вопреки давлению и возражению со стороны социо-экономических групп);
– престижные различия дают статусные группировки, или страты, т.е. статусное неравенство (разница в общественном положении).
Эти измерения обычно взаимосвязаны и подпитывают друг друга, но не всегда прямо совпадают. Например, деятельность, пользующаяся в обществе престижем (преподавание, творческие профессии), далеко не всегда оплачивается так, чтобы обеспечить высокое экономическое положение. Криминальные авторитеты и валютные проститутки в обществе с неискаженной системой стратификации не обладают властью и престижем, хотя и могут обладать высокими экономическими возможностями.
Сорокин П.А. выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид— экономическое расслоение — означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация — разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и подчиненных.
Основополагающим принципом современных стратификационных концепций является структурный функционализм Т. Парсонса, Л.Уорнера, Б. Барбера и других представителей этого направления. Они воспринимали социальное неравенство «как функционально необходимое для сохранения общества, части которого рассматривались как объединенные и взаимозависимые в системе, находящиеся в равновесии». Видный американский социолог Т. Парсонс исходил из того, что сущностью стратификации в любом обществе является относительная моральная оценка, система ценностей, в терминах которой могут быть оценены различные социальные единицы. Например, в американском обществе, где главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д.; в Европе, где господствующей ценностью остается «сохранение культурных образцов», общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.
Американский антрополог и социолог У.Л. Уорнер (1898–1970) выделял в качестве стратификационных признаков доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность, на основе которых в обществе США 1930–40-х гг. выделил шесть слоев. Его соотечественник Б. Барбер (1939–2017) определил следующие критерии стратификации: 1) престиж, профессия, власть, могущество; 2) доход; 3) образование; 4) степень религиозности (ритуальная чистота); 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.
Таким образом, в настоящее время существует четыре главных измерения (критерии) стратификации: доход (количество денежных и др. материальных поступлений за определенный период) и богатство (накопленные доходы); власть, доступ к управлению; образование; престиж профессии. Существуют и другие критерии стратификации – расовая, этническая, партийная принадлежность и т.д.
Между тем французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Социальная стратификация бывает вертикальной и горизонтальной. Выделяют три базисных вида вертикальной стратификации: экономическую, в основе которой доход и богатство; политическую, основанную на разном доступе к власти, управлению; профессиональную, основаниями которой являются уровень образования и престиж профессии.
Под горизонтальной стратификацией (понятие введено венгерскими социологами в 1960-е гг.) понимается социальное неравенство, вызванное условиями проживания (географическим положением, природной средой). Например, заработная плата в Минске превышает заработки в других областях Беларуси. Также в России существуют региональные коэффициенты оплаты труда в районах с тяжелыми климатическими условиями.
Социальная стратификация возникает в незначительной степени уже в первобытном обществе (расслоение родовой общины носит еще неяркий характер). Дальнейшая история развития общества вызывает к жизни исторические системы (формы, типы) стратификации. Известны четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо во многом ограничены, а последний тип – открытое, в котором перемещения официально не ограничены.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Различают две формы рабства: патриархальное (примитивное, существовало, например, на Руси в виде холопства) и классическое (зрелое). На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Отдельные проявления рабства встречаются и в современном мире.
Кастой называют группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Классический пример кастового общества – Индия, где 4 основных варны (касты): брахманы (священники), кшатрии(воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне) и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст (джати – местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты). Ниже всех находятся хариджан «неприкасаемые», которые не входят ни в какую касту. Кастовое положение закреплено индуистской религией, связано с ее концепцией реинкарнации (переселения душ), согласно которой нахождение в соответствующей касте обусловлено особенностями предшествующей жизни (если человек нарушал законы своей касты, в следующем воплощении он попадет в низшую касту, и наоборот).
В 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы. Однако силу многовековых традиций невозможно перебороть столь легко и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии, но хотя индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в кишащем незнакомыми людьми городе, к примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, до сих пор диктуются кастовыми законами.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическими законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В Древнем Риме существовали сословия патрициев, всадников и плебеев. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (включало купцов, ремесленников и крестьян). Для России было характерно сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. В современном мире встречаются дворянские титулы, присуждение их (например, в Великобритании титул сэра) за определенные заслуги перед обществом.
Классы – (от лат. classis – разряд) появились в рабовладельческом обществе. В Древнем Риме при проведении налоговой реформы Сервия Туллия (VI век до н.э.) всѐ население было разделено на классы, т.е. разряды в зависимости от их имущественного положения и соответственно вида и размера уплачиваемого налога. Низшим классом были пролетарии.
Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ.
Категория «статус» приобретает в теории стратификации ключевое значение. Социальный статус – это определенное положение человека в обществе (большой социальной группе) и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Кроме социального статуса каждый индивид имеет личный статус, который характеризуется личными качествами и проявляется в небольшой группе. Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Совокупность статусов одного индивида называется статусным набором.
Статус, полученный от рождения либо назначаемый по прошествии времени вне зависимости от усилий и заслуг личности, называется предписанным статусом (это может быть национальность, гражданство, пол, кровнородственные статусы и др.). Положение личности, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом (семейное, профессиональное, экономическое положение и др.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его либо понизить.
Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его образ жизни, отношение к нему окружающих, такой статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека. Такой статус отражается на внешнем поведении и облике человека, а также во внутренних установках, ценностных ориентациях.
Помимо понятия социальный статус, в социологии существует понятие социальная роль. Это понятие ввел Р. Линтон в 1936 г. Он определял социальную роль как динамичную сторону статуса.
Под социальной ролью понимают социальную функцию, модель поведения, которую должен выполнять человек, обладающий определенным статусом.Т.е. статус задает определенный стандарт поведения, который и называется ролью. Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором. Наличие социальных ролей позволяет индивидам предвидеть действия других в различных ситуациях и соответственно реагировать на эти действия. Таким образом, через предсказуемость социальных ролей в определенной степени обеспечивается устойчивость социального порядка.
Каждый человек в различных группах занимает какое-то положение, с которым связаны образцы поведения, и группа ожидает от своих членов, что, занимая данное положение, они будут вести себя в соответствии с этим образцом. Если поведение человека соответствует общественным ожиданиям, он получает социальные поощрения(престиж, деньги, повышение по карьерной лестнице); для несоответствующего поведения в обществе предусматриваются социальные санкции(общественное осуждение, административные и уголовные наказания, понижение по карьерной лестнице).
Статусное измерение образует престижность занимаемого в обществе положения. Под престижем понимается совокупность моральных факторов: высокий авторитет, влияние, уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии шахтера или сантехника, должность директора коммерческого банка престижнее должности страхового агента.
Престиж определяется не богатством, хотя люди с высоким материальным благосостоянием почти всегда приобретают сопутствующий ему престиж. Люди обладают высоким статусом в силу особых талантов, выдающейся профессиональной квалификации, просто престижной профессии, морального капитала и часто в силу этого они приобретают достаточно высокое экономическое положение.
Важнейшим феноменом, связанным с социальным расслоением, является социальная мобильность – перемещение субъекта в социальном пространстве или изменение субъектом своего места в социальной структуре. Термин «социальная мобильность» впервые введен в западной социологии П. Сорокиным в 1927 г.
Она выступает важнейшей характеристикой стратифицированной системы, позволяющей описывать ее динамику и изменения. П.А. Сорокин утверждал, что социальная мобильность присутствует в любом иерархизированном обществе, это естественное и нормальное состояние общества и она необходима так же, как кровеносные сосуды для животного организма.
Основную причину социальной мобильности он видит в наличии в обществе на любом этапе его развития определенного «дефекта», заключающегося в том, что общество всегда отстает в распределении благ для своих членов в соответствии с их личными качествами и способностями.
Говоря о социальной мобильности, необходимо различать ее разновидности. Так, в современной социологии выделяют: горизонтальную и вертикальную, в рамках которой в свою очередь различают восходящую и нисходящую мобильность, кроме того, существуют такие формы социальной мобильности, как внутрипоколенная и межпоколенная, индивидуальная и групповая.
Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации. В данном случае не происходит ни повышения, ни понижения социального статуса: например, смена вероисповедания, переход с одного предприятия на другое в той же должности и др. Это может быть смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а также переход каких-либо ценностей от одного субъекта (индивида или группы) к другому в пределах той же социальной страты.
Вертикальная мобильность – переход индивида из одной социальной группу в другую, в результате которого происходит повышение или понижение его социального статуса. В первом случае имеет место восходящая мобильность (повышение в должности, пожалование титула и др.), а во втором – нисходящая (понижение в должности, утрата гражданских прав и состояния и др.).
Индивидуальная мобильность – форма мобильности, при которой социальные перемещения отдельного индивида происходят независимо от группы, которой он изначально принадлежит. Напротив, групповая мобильность имеет место тогда, когда свой статус в рамках общества изменяет целая социальная группа. По мнению П.А. Сорокина, причинами групповой мобильности могут быть социальные революции, нашествия и иностранные интервенции, войны, перевороты и смена политических режимов, замена старой конституции новой, создание империи, крестьянские восстания, междоусобная борьба аристократических родов.
Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса членов семьи на протяжении двух и более поколений (например, сын крестьянина становится руководителем крупного предприятия), т.е. она предполагает, что новое поколение достигает более высокой или низкой социальной ступени, чем предшествующее.
Внутрипоколенная мобильность– форма мобильности, при которой изменение статуса происходит на протяжении жизни отдельного индивида (рядовой на протяжении своей жизни дослуживается до чина полковника), феномен социальной карьеры.
Перемещение в социальной иерархии осуществляется с помощью «социальных лифтов», которые представляют собой узаконенные способы и средства изменения наличного социального статуса. Некоторые исследователи выделяют шесть стандартных «лифтов» (путей повышения статуса):
1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером;
2) область политики, где можно сделать политическую карьеру со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями;
3) служба в армии, где рядовой солдат может дослужиться до генерала;
4) служение Богу как путь достижения высокого положения в церковной иерархии;
5) научная деятельность, позволяющая, хотя и не сразу, благодаря огромным усилиям добиться высокого положения;
6) удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение.
П.А. Сорокин называл образование важнейшим «социальным лифтом».
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). Последнюю делят на принудительную (например, раскулачивание в ходе коллективизации сельского хозяйства в бывшем СССР) и вынужденную (переселение после Чернобыльской аварии).
С понятием социальной мобильности тесно связано понятие маргинальность, которое было введено в 20-е гг. XX в. американским социологом Р. Парком для обозначения социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды.
Маргинальность (от лат. margo – находящийся на краю) – состояние социального субъекта (личности или группы), которое характеризуется пограничностью относительно социально значимых структур, социальных групп или страт. Маргинальная группа находиться на границе двух культур и имеет некоторую идентификацию с каждой из них. Она отвергает определенные ценности и традиции той культуры, в которой возникает, и утверждает собственную систему ценностей. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.
Основным критерием, определяющим состояние маргинальности индивида или группы, является состояние, связанное с периодом перехода, которое оценивается как кризис. Второй базовый критерий – неопределенность социального положения, невключение или неполное включение в социальные структуры или группы. Третий – это статусная несогласованность или несовместимость.
Типичным примером маргинальности может служить состояние человека, переехавшего из села в город или изменившего род занятий (была учителем – стала реализатором), включение в управленческие структуры, не имеющего опыта подобной деятельности.
Трудности адаптации к новой социокультурной среде порождают явления так называемой социальной фрустрации, т.е. внутреннее напряжение, стрессы, ощущение глухого угла, безысходности. Все это может выражаться в форме девиантного поведения и повышать уровень криминогенности общества.
Социальная структура современного белорусского общества характеризуется крайней неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих в социальных группах и между ними, так и на уровне осознания личностью своего места в системе общественной иерархии. От уровня социально-экономического развития конкретной страны зависят структура, численность, положение среднего класса в обществе и экономике, другие характеристики.
Профессор Соколова Г.Н. связывает принадлежность к среднему классу с наличием интеллектуального капитала в виде среднего специального и высшего образования и постоянным характером занятости, т. е. наличием реального рабочего места и круга обязанностей.
В качестве основных критериев выделения среднего класса в социальной структуре белорусского общества профессор Белякович Н.Н. предлагает следующие: положение человека в системе общественного разделения труда (наемный работник); высшее, среднее специальное и профессионально-техническое образование; информационно-технологическая грамотность; достаточно высокая профессиональная квалификация; деловая активность; личный труд как основной источник доходов; средний уровень доходов наемного работника; своеобразная система духовных ценностей и моделей политического поведения; соответствующий образ жизни.
Исходя из социально-статусных критериев Е.М. Бабосов выделял следующий субординационный ряд среднеобеспеченного слоя:
1) высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;
2) средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;
3) низший средний слой – учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные работники и т. п.
Критерием бедности в Беларуси является бюджет прожиточного минимума, который с 1 августа 2019 года составляет 230,91 рублей или более 110 долларов. Тех, кто живет на сумму ниже этого бюджета, официальная статистика называет «малообеспеченными». По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (во 2-м квартале 2019 года) в Беларуси таковых было 5,1% населения.
Согласно данным Белстата,во втором квартале 2019 года среднедушевые располагаемые ресурсы более 800 рублей имели 15,0% белорусов.
Количество автомобилей на душу населения в Беларуси растет. Так, если в 2000 году в собственности населения находилось 1 386 000 легковых автомобилей, то в 2018 году – уже 3031026 штук. То есть в среднем авто есть у 32% населения.
Эксперт Исследовательского центра института приватизации и менеджмента А. Черенкевич в основу своего исследования положила модель потребительского поведения представителя среднего класса. Это позволяет учесть большинство ключевых признаков, включая наличие сбережений, собственного жилья, уровень образования и профессиональный статус, стиль жизни. И по ее расчетам к 2013 году средний класс в Беларуси стал самой многочисленной социальной группой ‒ 37 % от общей численности населения.
Таким образом неравномерность экономического развития обуславливает приливы и отливы численности средних слоев. Становление среднего класса в Беларуси – длительный процесс, который в первую очередь зависит от уровня доходов населения и на сегодня он составляет крайне незначительную часть населения.
1. Что такое социальная структура общества?
2. В чем заключается сущность социальной стратификации?
3. Каковы критерии социальной стратификации?
4. Что такое социальная мобильность?
5. Каковы разновидности вертикальной мобильности?
6. Как бы вы построили современную шкалу престижа профессий?
7. Что такое маргинальность?
8. Критерии выделения среднего класса в Беларуси?