Содержание
1. Религия как социокультурное явление.
2. Структура и социальные функции религии.
3. Понятие религиозности и ее социологические характеристики.
4. Религиозная ситуация в Беларуси.
Слово «религия» буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному, возвышенному. Это слово впервые было использовано в речи знаменитого римского оратора и политика Цицерона в I в. до н. э., где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Религия в философии изучается как тип своеобразного мировоззрения, в основе которого находится вера в сверхъестественное. Вера – признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является активное соотношение субъекта и объекта веры, которая самораскрывается в процессе отношений субъекта со сверхъестественным источником. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания.
Религиозная вера, на которой основана религия как тип мировоззрения, имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убеждён в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о Боге, а сам Бог – сверхъестественное как реально существующее.
В ряде религиозных систем, в частности в христианстве и исламе, вера занимает центральную мировоззренческую позицию. Вера возникла 40 – 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:
1. Первобытные религии:
– тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением;
– фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами;
– магия – это колдовство, вера в возможность влиять определёнными действиями на сверхъестественное существо;
– анимизм - вера в души и духов.
2. Политеистические религии - многобожие.
3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. до н.э.), христианство (I в.), ислам (V в. – самая молодая религия).
С середины XIX в. в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием «социология религии». Исследованию религии как социального института посвятили свои работы социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т. ч. Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд. Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX – началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.
Социология религии – одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Однако к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины.
Социология религии – отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религий и общества, роль религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью изучение религиозного мировоззрения.
Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп). Социология религии отвечает на вопросы: как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе религиозного поведения, ритуальных действий и т.д.
Современную социологию религии можно представить, как совокупность двух уровней знаний: теоретического и эмпирического. На теоретическом уровне религия изучается как подсистема общества, её взаимодействие с другими социальными структурами.
На эмпирическом уровне рассматривается отношение к религии личности или различных социальных групп, религиозных организаций, их ценности, влияние принадлежности к определенной религии на жизнедеятельность определенного человека или общества, принципы функционирования религии в обществе.
На обоих уровнях (на теоретическом уровне и на эмпирическом уровне) религия изучается как социальный институт.
Религия как социальный институт представляет собой комплекс верований и социальных практик, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующий их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношения к богу и сверхъестественным силам.
В структуре религии как социального института можно выделить три компонента:
1) религиозное сознание (религиозная идеология, религиозная психология, вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности);
2) религиозная деятельность;
3) религиозная организация (церковь: церковные священнослужители, миряне).
1. Религиозное самосознание – совокупность верований, устанавливающих связь между внутренним миром человека и внешним – природным и социальным миром.
2. Религиозная деятельность – реальное поведение верующих, через которое реализуется религиозное сознание. Поведение может выражаться в культовых и некультовых формах.
Культ – система действий, выполняемых верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами.
Формы культа (культовая деятельность): религиозные обряды (освящение, крещение, венчание и др.), религиозные праздники, богослужение и др.
Некультовая деятельность: издательская деятельность и деятельность воскресных школ, миссионерство, религиозная пропаганда, сочинения богословов, работа в общине и др.
3. Религиозная организация – объединение, образованное в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения и обладающее соответствующими этой цели признаками:
– вероисповедание;
– совершение богослужений, других религиозных обрядов церемоний;
– обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Как организационное образование религия представлена совокупностью разнообразных религиозных организаций.
Виды религиозных организаций:
а) Община – исторически первая форма религиозной организации, в которую входили учитель и его ученики. В общине впервые выражена идея-основание для построения любой религиозной организации. Это идея союза между богом и человеком, который может заключаться в различных формах религиозных организаций.
б) Церковь (греч. kurioV – имеющий силу, власть; господин; oikia – дом, семья; буквально – Божий Дом) – представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви.
Отличительные черты церкви как религиозной организации:
– претендует на широкий охват верующих;
– принадлежность к ней устанавливается рождением;
– имеет место разделение на духовенство и мирян.
Наиболее крупная религиозная организация в Беларуси – Русская Православная церковь (РПЦ), вторая по величине – Римская Католическая церковь (РКЦ).
в) Секта – религиозная организация меньшинства, основанная на авторитете харизматического лидера.
Отличительные черты секты как религиозной организации:
– претендует на исключительность вероучения;
– равенство всех участников (отсутствует иерархия – разделение на священнослужителей и мирян);
– психология избранности;
– нетерпимость к другому мнению;
– строгая дисциплина.
На территории Республики Беларусь действуют секты: Звенящие кедры Беларуси, Богородичный центр и др. Сам термин «секта» негативного значения не имеет, не подразумевает деструктивность и означает только организацию меньшинства в оппозиции к господствующей церкви.
г) Деноминация – промежуточная религиозная организация между церковью и сектой. Возникает, во-первых, если церковь теряет свою монополию в обществе, во-вторых, если секта перерождается и расширяется после смерти её основателя.
Отличительные черты деноминации как религиозной организации:
– пополняется за счёт детей приверженцев;
– терпимость к иным религиозным направлениям, внутренним спорам;
– имеется профессиональное духовенство.
В Республике Беларусь деноминациями являются все протестантские конфессии: баптисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, евангелисты и др.
Религия выполняет в общественной жизни социума определённые функции, основными из которых являются следующие:
1) Мировоззренческая функция – создает особое миропонимание, основанное на вере в сверхъестественное. Религия как мировоззрение дает верующему определённую сумму знаний, понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению человек мотивирует свое отношение к миру, свое место в обществе, решает вопрос смысла жизни.
Религиозное мировоззрение – это духовно-практическое преобразование мира соответственно идеалам, надеждам и потребностям верующего. Это особенная форма мышления и познания мира, которая реализуется в поведении и отношениях верующих.
2) Интегрирующая – заключается в возможности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей и быть способом идейного объединения, консолидации народов, индивидов и институтов. Однако если религия противопоставляет своих приверженцев представителям других религий, то выполняет дезинтегрирующую функцию.
Интегрирующая функция религии – конкретно-историческая. При одних исторических условиях вероисповедание может объединить, а при других – выполнять дезинтегрирующую роль (ослаблять стабильность между конфессиями, в обществе в целом и т.д.). Благодаря интегрирующей функции верующий соотносит себя с определённой социальной группой. Он может осознавать себя, например, христианином или мусульманином.
3) Коммуникативная функция. Использование религии как средства общения между верующими в пределах единого вероисповедания. Она является производной от интегративной функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, семейные и другие связи на основе общения.
4) Регулятивная функция связана со способностью религии быть способом регулирования поведения людей. Определение стереотипа индивидуального и социального поведения осуществляется благодаря наличию в религии системы норм и правил. Религиозное регулирование осуществляется, прежде всего, в культовой деятельности через систему разнообразных запретов и наставлений, которых верующие должны обязательно придерживаться.
5) Компенсаторная – формирует чувство психологической защищенности перед внешним – природным и социальным миром.
Способность религии иллюзорно создавать определённые социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия даёт человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределённости, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование социальной действительностью.
6) Культуротранслирующая – способствует развитию культуры, письменности, книгопечатания, искусства и осуществляет передачу накопленного культурного опыта из поколения в поколение.
Определённые функции в обществе выполняют и религиозные объединения и организации, которые действуют в пределах одного государства. Вот некоторые из них:
1) Миссионерская функция – распространение с помощью миссионеров (священников) вероучения.
2) Пропагандистская (идеологическая) функция – распространение с помощью радио, телевидения, газет, журналов, кино и театра религиозных вероучений.
3) Политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством.
4) Благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвам стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории.
5) Филантропическая функция – осуществляется с помощью непосредственного, за счёт церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.
6) Просветительская функция – состоит в распространении церковью или её организациями определённой суммы знаний об истории, культуре, морали т.д.
7) Функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу.
8) Создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.
Понятие «религиозность» является основополагающим для социологии религии. Существует множество его интерпретаций. Так, например, в узком смысле под религиозностью понимается воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп. Воздействие религии на индивида и группы выражается не только в особенностях поведения, но также в направленности и глубине религиозной веры.
В более широком смысле религиозность – это духовное, культурное и социальное состояние человека, которое выражается в принятии той или иной разновидности религиозного сознания, самоидентификации и выборе определенной модели поведения (соблюдение религиозных практик) на индивидуальном и групповом уровнях.
Религиозность современного человека выражается главным образом в репрезентации некоторой совокупности ключевых смыслов и идей, характерных для религиозной культуры той или иной конфессии. Идеального индикатора религиозности не существует, поэтому в начале 2000-х гг. исследователи стали все чаще применять комплексный подход к операционализации религиозности, подразумевающий одновременное использование религиозной принадлежности, религиозного участия и верований в качестве переменных, объясняющих склонность людей к определенным моделям поведения.
Большинство современных социологов, как правило, выделяют у респондента три основных критерия или показателя религиозности:
1. Религиозная самоидентификация респондента (в данном случае имеется в виду не то, крещен ли индивид или нет, а то, признает ли он открыто свое следование той или иной религии).
2. Наличие религиозного мировоззрения (включает веру в Бога, в бессмертие души, в существование рая и ада и т. д.).
3. Соблюдение религиозных практик (религиозные ритуалы, элементыповедения и т. д.).
В настоящее время при изучении показателей уровня религиозности социологи обращаются к двум индикаторам – духовному и социокультурному. Духовный индикатор включает исследование глубинного уровня внутренних ощущений индивида. Основными его критериями выступают внутренние переживания человека, выражающиеся в стремлении к духовному развитию, самопознанию, соблюдение религиозных практик (обрядов). Однако внутренние переживания человека могут носить цикличный характер, поэтому духовный индикатор измерения религиозности не должен быть основополагающим в социологическом исследовании. В современной ситуации дополнительным индикатором измерения уровня религиозности становится социокультурный.
Он включает в себя следующие критерии:
– самоидентификация человека;
– ценность религиозной веры в иерархии жизненных ценностей человека;
– отношение к другим конфессиям; социальная позиция верующих.
Важной составляющей при социологическом подходе является четкое структурирование критериев, отбор и включение их в программу социологического исследования.
Сегодня можно говорить о двух основных концепциях в социологии религии, к которым могут быть сведены различные варианты критериев религиозности.
Первая концепция религиозности обозначена как «классическая». Она основана на исключительно стороннем, объективированном взгляде на религию.
Исследователи, работающие в рамках этой концепции, выделяют два принципиальных момента для определения религиозности:
– практическое подтверждение религиозной позиции субъекта, выражающееся в регулярных культовых действиях (посещение храма, соблюдение постов и пр.);
– строгое соблюдение канонической чистоты и полноты образа действий и образа мысли, предписываемого той или иной религиозной традицией.
Религиозная самоидентификация в данной концепции не играет роли, так как не предполагает, что человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует религиозным практикам. Религиозность здесь оценивается в позитивистском ключе, с точки зрения выполнения/невыполнения верующим определенного комплекса норм и правил мышления и поведения, который и являет собой репрезентативную религиозную культуру той или иной конфессии.
Вторая концепция религиозности обозначена как «постклассическая». Она характеризуется повышенным вниманием к особенностям конкретной религии, к поиску адекватных «инструментов» ее изучения. Это достигается совмещением классического объективированного подхода и подхода интроспективного, предполагающего взгляд с позиций верующего данной религии, который, по мнению некоторых исследователей, является ценным эвристическим ресурсом, способным открыть перед социальными науками новые горизонты познания. Исследователи, работающие в ключе этой концепции, основным критерием религиозности считают соответствующую самоидентификацию личности.
Таким образом, при попытке определить собственную позицию выбора критерия религиозности социолог должен либо принять за основу одну из существующих на сегодняшний день концепций в изучении феномена религиозности, либо попытаться их синтезировать, определив для себя уровень значимости каждого из критериев.
В рамках использования принципа системности будут учитываться влияние на уровень религиозности таких критериев, как самоидентификация человека и его церковная практика. Третий критерий, введенный в рамках системно-динамической модели, – ценность религиозной веры и формы ее проявления в социальной позиции человека.
На современном этапе развития белорусского общества интеграция компонентов классической и постклассической концептуальных моделей в системно-динамическую является необходимым условием в изучении феномена религиозности и предполагает использование в качестве методологической основы исследований религиозности следующие индикаторы:
– самоидентификация, ценностная ориентация верующих людей;
– количественное измерение религиозных практик верующего (соблюдение обрядов, посещение служб, чтение молитв и духовной литературы);
– роль (ценность) религиозной веры в жизни человека в иерархии жизненных ценностей.
Важной составляющей в исследовании уровня религиозности является ценностная ориентация верующего, которая может быть обозначена как ориентация на важность и роль религиозной веры в иерархии жизненных ценностей.
Таким образом, религиозность – качество индивида или группы проявляющееся в вере на уровне сознания, поведения и отношений во всех сферах жизнедеятельности. Религиозность характеризует состояние верующего человека. Основными факторами религиозности являются личная религиозная вера; религиозное поведение; принадлежность к определенной конфессии.
Конфессия – это определенное направление в рамках конкретной религии, особенность вероисповедания внутри неё, а также объединение верующих – приверженцев этого вероисповедания. Например, внутри христианства выделяют конфессии: Православие, Католицизм, Протестантизм.
Поликонфессиональность – естественно сложившаяся черта белорусской национальной культуры, обусловленная географическим нахождением на стыке западной и восточной цивилизаций и борьбой в истории за доминирование православия, католицизма и протестантизма.
По данным социологических опросов верующими себя считают более 70% населения Беларуси, большинство из них относят себя к христианам. Официально зарегистрировано 25 конфессий, 20 из них – христианские.
На современном этапе отличительной особенностью социокультурного пространства Республики Беларусь является поликонфессиональность. Конфессиональная политика в Республике Беларусь нацелена на сотрудничество 25 официально зарегистрированных конфессий (14 из них – протестантские), наиболее многочисленные из них – православная (1567 общин), католическая (479 общин), христиан веры евангельской (512 общин), евангельских христиан-баптистов (286 общин), адвентистов седьмого дня (73 общины), проживают также представители иудаизма (53 общины), старообрядцы (33 общины), мусульмане (25 общин), лютеране (27 общин) и представители других религиозных конфессий.
Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3488. В соответствии со своими уставами действуют 173 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В республике зарегистрировано 3315 религиозных общин.
Общая численность действующих культовых зданий составляет 2618, строящихся – 245.
Количество священнослужителей – 3116, из них – 143 иностранных, преимущественно приглашаемых для занятия религиозной деятельностью религиозными организациями Римско-католической церкви в Республике Беларусь.
Белорусская православная церковь объединяет 1643 православных прихода, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств. Действуют 1535 православных храмов, еще 194 строятся.
Римско-католическая церковь в Республике Беларусь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 491 общину. Действует 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей. Общины располагают 488 костелами, 36 строятся.
Протестантские религиозные организации представлены 1057 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.
В Республике Беларусь зарегистрированы 33 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.
В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 52 религиозные общины, 10 из них имеют автономный статус, располагают 9 культовыми зданиями. Верующие исповедуют три направления иудаизма: ортодоксальное, хесэд-любавич, прогрессивное.
Также в республике действуют 25 мусульманских религиозных общин, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 7 культовых зданий, 1 мечеть строится в г. Минске.
В 2015 году зарегистрирована буддистская община в г. Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.
Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.
Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Республика Беларусь имеет уникальный для всех стран СНГ опыт сотрудничества с религиозными организациями. В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, в рамках которого были разработаны совместные программы сотрудничества. Их реализация позволяет обеспечить участие церкви там, где наиболее востребован ее опыт и авторитет: в сферах воспитания и образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, охраны окружающей среды.
Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.
В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Статья 4 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует право каждого на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме этого, в соответствии со статьей 5 указанного Закона каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Конституции Республики Беларусь запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики, не допуская вмешательства во внутренние дела конфессий. Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом.
В соответствии с действующим законодательством религиозные организации подлежат государственной регистрации, которая придает им статус юридического лица и позволяет полноценно осуществлять предусмотренную уставными документами религиозную, хозяйственную, благотворительную и иную деятельность, устанавливать связи и контакты с юридическими лицами в стране и за рубежом. Государство гарантирует право граждан на совместное вероисповедание. Граждане имеют право создать религиозную организацию, зарегистрировав ее в порядке, определяемом законодательством.
Таким образом, законодательство о свободе совести Республики Беларусь соответствует требованиям международного права, принципам свободы совести и светского государства, позволяет органам государственного управления осуществлять регулирование конфессиональных процессов с целью сохранения гражданского мира и согласия, отношений толерантности, защищать религиозные традиции и нравственные идеалы белорусского народа от воздействия деструктивных неокультов, при соблюдении гражданских прав и свобод религиозного либо атеистического самоопределения.
1. Когда впервые было использовано слово «религия»? Что оно означает?
2. Охарактеризуйте религию как социальный институт.
3. Когда складывается и затем получает развитие самостоятельная дисциплина под названием «социология религии»?
4. Назовите исследователей, посвятивших свои работы рассмотрению религии как социального института?
5. В чем состоит специфика социологического анализа религии?
6. Какова структура и социальные функции религии?
7. Охарактеризуйте Республику Беларусь как поликонфессиональное государство.
8. Назовите социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
9. Каковы социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь?