Содержание
1. Общая характеристика социологического исследования.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации.
4. Выборочный метод и его использование.
5. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь и Брестской области.
Сама жизнь, логика социального развития определили истинную роль и возможности социологических исследований в современном обществе. Содержание социологических исследований широко и многогранно. Это отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение; выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования; обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности их реализации, прогнозирование социальных ситуаций; изучение противоречий и выработка рекомендаций по преодолению недостатков и узких мест в социуме, действенный контроль в различных сферах жизни общества.
Социологическое исследование – это изучение научными методами фундаментальных (теоретических) или прикладных (практических) проблем (противоречий) в современном обществе в целях оптимизации функционирования конкретных социальных объектов и процессов.
Социологическое исследование включает четыре последовательных этапа его проведения:
1. подготовка исследования;
2. сбор первичной социологической информации;
3. подготовка собранной информации к обработке и её обработка на ЭВМ;
4. анализ обработанной информации, подготовка отчёта по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.
Можно выделить два основных направления в проведении социологических исследований:
1. Фундаментальные исследования – предполагают получение новых научных (теоретических) знаний и выявление фундаментальных (основополагающих) закономерностей функционирования социальных систем.
2. Прикладные исследования – ориентированы на решение практических (прикладных) социальных проблем на основе уже известных знаний, но с учетом конкретной информации об особенностях изучаемого объекта, полученной в результате исследования.
В социологии часто используются комбинированные варианты, когда проводятся прикладные работы с целью разрешения реальных противоречий, затем полученные результаты обобщаются в теоретических публикациях. Бывает и наоборот, теоретические анализы заканчиваются практическими рекомендациями, которые внедряются для коррекции конкретных социальных процессов.
Виды и формы социологического исследования.
В зависимости от целей и задач выполняемых работ социологические исследования подразделяют на виды:
1. Разведывательные (зондажные, поисковые) исследования – используются в начале научного процесса. Проводятся в рамках небольшой выборки, по упрощенной методике. Они поставляют оперативную информацию, необходимую для уточнения границ объекта и предмета, формулирования целей, задач и гипотез исследования, эмпирической интерпретации понятий. В разведывательном исследовании используется экспресс опросы, позволяющие быстро собрать небольшой объем информации. Параллельно могут ставиться задачи апробирования возможных вариантов социологического инструментария – пилотажные исследования.
2. Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). В результате складывается общая картина состояния объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы без стремления к глубокому проникновению в существо дела. Подобные исследования проводятся тогда, когда объект достаточно хорошо изучен, чтобы сформулировать описательные гипотезы.
3. Аналитические (объяснительные) исследования – (включают в себя разведывательную и описательную части) углубленное проникновение в причинно-следственные связи и отношения объекта исследования. Подготовка аналитического исследования нуждается в тщательно разработанной программе и продуманном социологическом инструментарии. Составной частью аналитического исследования может стать эксперимент, позволяющий проверить гипотезы в реальных или лабораторных условиях.
В зависимости от объема изучаемых задач исследования можно подразделить на следующие разновидности:
1) клинические – исследования по широкому кругу вопросов;
2) фокусированные – изучение проводится по узкой, конкретной тематике;
3) точечные – оценка единичных фактов.
При отслеживании динамики социальных явлений и процессов используются повторные (сравнительные) исследования. Среди них чаще применяют следующие формы:
1. Панельные исследования (от англ. panel: панель, список) – многократно проводимое изучение одних и тех же респондентов, по одной и той же выборке, но через определенные промежутки времени (например, через год). Вариантом панельных исследований можно рассматривать лонгитюдные исследования (от англ. longitude: долгота) – продолжительное, через определенные интервалы времени, изучение изменений в социальном развитии одних и тех же представителей молодежи.
2. Трендовые (от англ. trend: иметь тенденцию, отклоняться) – повторные исследования на одном и том же объекте, в рамках аналогичной выборки, проводимые с целью выявления динамики изучаемых процессов.
3. Социальный мониторинг (от лат. monitor: напоминающий, надзирающий) – система комплексного и систематического изучения изменений в целостном объекте. Предполагает долгосрочное накопление информации в целях ее сравнения с данными, повторно полученными через определенные промежутки времени.
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические (теоретические), процедурно-методические и организационно-управленческие принципы научного изучения конкретного социального объекта.
Основные функции программы исследования:
1) методологическая (теоретическая) функция – связана с научным обоснованием направлений социологического исследования;
2) методическая (процедурная) функция – определяет способы и приемы сбора, обработки и анализа информации.
Программу составляют разделы (или параграфы), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) сбора, обработки и анализа социологической информации. Завершается программа изложением способов организации предстоящего исследования.
Примерная структура программы может быть такой:
1. Проблема исследования; |
6. Методы сбора информации; |
2. Объект и предмет исследования; |
7. Методы обработки информации; |
3. Цель и задачи исследования; |
8. Методы анализа информации; |
4. Гипотезы исследования; |
9. Социальные эксперименты; |
5. Интерпретация основных понятий; |
10. Организация исследования. |
В перечне приведенных выше разделов (параграфов) в левой колонке реализуется в основном методологические (научно-теоретические) функции программы. В правой части – процедурно-методические и организационно-управленческие функции.
Обоснование проблемы исследования.
Разработку программы социологического исследования рекомендуется начинать с уточнения содержания проблем исследования.
Проблема исследования (от греч. problema: преграда, препятствие) – это проблемная ситуация (противоречие), обнаруженная в социальном объекте и выраженная (сформулированная) в теоретических понятиях.
Иначе говоря, проблема исследования всегда субъективна, так как определяется и формулируется людьми (учеными, социологами, заказчиком), а проблемная ситуация – объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой. Если есть проблема, есть исследование, если нет проблемы, нет исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется. Объектом исследования могут стать социальные институты, большие или малые социальные группы, социальные процессы и социальные отношения. Нередко, в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны его деятельности.
Основные характеристики объекта могут включать сведения:
1. Административно-территориальное расположение объекта исследования (регион, город, деревня).
2. Его взаимодействие (связи) с другими объектами, явлениями, процессами, оказывающими на его влияние.
3. Структура объекта исследования (из каких подразделений состоит, их численность, социально-демографический состав).
4. Предполагаемые рамки предстоящего исследования (предварительная выборка).
5. Наиболее удобное время проведения работ (в течение года, месяца, недели, суток).
Предмет исследования – это отдельные стороны (свойства, отношения) объекта исследования, непосредственно связанные с изучаемой проблемой, на которых сфокусирован научный поиск социолога.
Выбор объекта и предмета исследования зависит от целей и задач конкретного социологического исследования.
Формулирование целей и задач исследования.
Каждое научное исследование должно быть целенаправленным, то есть иметь конкретную цель исследования, на которую ориентировано внимание сотрудников социологической группы на протяжении всего исследовательского процесса.
Цель исследования – это конечный результат процесса исследования. Это то, во что мы «прицеливаемся», чего хотим достигнуть в конечном итоге после завершения работ.
Бывают различные типы целей исследования, в зависимости от интересов социологов и ориентаций заказчиков:
1) теоретическая цель, – получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодействии с другими объектами, прогнозы основных направлений развития изучаемых явлений или процессов;
2) прикладная цель, – конкретное изменение состояния изучаемого объекта, оптимизация структуры, улучшение условий его функционирования, нейтрализация негативных и стимулирование позитивных тенденций в развитии исследуемых процессов.
3) комбинированная цель (смешанного типа), когда одновременно решаются теоретические проблемы и проблемы прикладного, практического содержания.
Задачи исследования – это те конкретные действия, которые планируется совершить для достижения цели; это своеобразные «ступени», по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата. «Изучить...», «составить...», «проанализировать...», – такими словами часто начинаются формулировки задач исследования.
Если цель исследования выражается обычно одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования.
По степени значимости можно выделить типы задач исследования:
1) основные задачи – главные, наиболее существенные;
2) не основные задачи – частные, производные, дополнительные.
К основным задачам относят те, которые непосредственно направлены на достижение цели исследования. Назначение дополнительных задач исследования связано с конкретизацией, уточнением основных задач, а также получением побочных, не главных, но нужных социологу или заказчику выводов.
Задачи исследования классифицируются по уровню и характеру научной направленности. Выделяют задачи:
1) теоретические (фундаментальные) – обнаруживаются в рамках социальных закономерностей, затрагивающие основополагающие тенденции развития общества в целом;
2) прикладные – направлены на выработку методов, приемов, средств, преодоления противоречий, связанных с практической деятельностью людей в конкретных условиях;
3) комплексные (комбинированные), одновременно сочетающие теоретические и практические требования.
По форме логической связи с объектом исследования задачи подразделяются на виды:
1) поисковые (разведывательные) – выявление проблемных ситуаций, противоречий в рамках объекта исследования;
2) описательные – формулировки (констатация) уже имеющихся противоречий;
3) объяснительные – установление причинно-следственных связей и зависимостей;
4) экспериментальные – проверки выводов в искусственно созданных условиях;
5) внедренческие – связаны с внедрением конкретных практических рекомендаций.
Задачи исследования в процессе своей разработки должны одновременно согласовываться (координироваться) с гипотезами.
Конструирование гипотез исследования
Осмысливая возможные (ожидаемые) выводы из проводимого исследования, социолог конструирует гипотезы исследования,которыедолжны предшествовать любому научному процессу. В криминалистике это версии, без которых не может обойтись ни одно расследование.
Гипотезы исследования (от греч. hypothesis: предположение, основание) – это научные предположения о структуре изучаемых объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития.
В практике социологического исследования используются различные классификации гипотез в зависимости от их назначения:
1. По уровню теоретической проработки гипотезы бывают:
а) описательные – общие характеристики явлений и процессов, которые предстоит изучить;
б) объяснительные – предположения о причинно-следственных связях объекта исследования;
в) прогностические – предсказания, сделанные на основе анализа объективных фактов, о тенденциях развития изучаемого процесса.
2. По значимости, их роли в исследовании выделяют гипотезы:
а) основные (важнейшие, определяются проблемами исследования, его основными задачами);
б) дополнительные (не основные, частные, имеющие выход на промежуточные или побочные результаты).
Интерпретация основных понятий.
Необходимым условием изучения любого социального объекта является интерпретация основных понятий, используемых в исследовании.
Интерпретация понятий – это процедура определения (уточнения, истолкования) содержания понятийного аппарата, который используется в исследовании. Ее главный теоретический и эмпирический смысл выражается в следующем:
1) достижение необходимого научного уровня исследования;
2) обеспечение единого подхода к содержанию исследования на всех его этапах;
3) адекватный «перевод» понятий с теоретических терминов на эмпирический язык и обратно;
4) создание единого понятийного каркаса для будущего анализа социологических данных.
Выделяют основные виды интерпретации понятий:
1) теоретическая интерпретация (от греч. theoria: рассмотрение, исследование) – это научное определение понятия через сравнение с понятиями большей степени общности и указанием признаков, отличающих его от других, ему подобных;
2) эмпирическая интерпретация(от греч. empeiria: опыт) – процесс простого перечисления структурных компонентов, составляющих содержание исследуемого понятия.
3) операциональная интерпретация(от лат. operatio: действие, единица деятельности) – детализирует и расчленяет структурные компоненты понятия до уровня однозначных (элементарных) составляющих, доступных для прямого эмпирического наблюдения и измерения.
Методы сбора информации в социологическом исследовании – это набор способов и средств регистрации объективных событий, фактов поведения конкретных лиц или социальных групп, необходимых для поиска и обоснования путей достижения конечных результатов исследования.
В социологии используются близкие по значению понятия: «метод исследования», «техника исследования» и «процедура исследования». Эти понятия следует различать. Метод (от греч. methodos: путь к чему-либо) – это способы, средства решения исследовательских задач, это путь, по которому должно пройти исследование. Техника (от греч. techne: искусство, мастерство) – это приемы, конкретные операции, используемые по определенному методу, характеризующие этот метод. Процедура (от франц. procedure, лат.procedo: продвигаюсь) – это установленный порядок, определенная последовательность действий (познавательных, организационных), протяженных во времени и направленных на продвижение к цели исследования.
Методы сбора первичной социологической информации:
– социологический опрос;
– социологическое наблюдение;
– социологический анализ документов;
– социологический эксперимент.
Одним из основных и наиболее популярных в социологии является метод опроса.
Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной и опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки и поведение людей, задавая им вопросы.
Первичной информацией для социологического анализа при использовании опроса являются ответы респондентов. Респондент – это тот, кто отвечает на вопросы анкеты или интервьюера.
Преимущества опроса: этот метод незаменим, когда респонденты выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях как субъективного, так и объективного характера (ценности, мнения, факты, события). Однако информация преломлена сквозь психику и сознание людей, что необходимо учитывать при интерпретации.
Недостатки опроса: проблема качества и надёжности получаемых данных.
Виды опросов:
– сплошной опрос и выборочный опрос;
– одноразовые опросы и многоразовые опросы;
– интервью (индивидуальное, групповое) и анкетирование (очное, заочное).
Социологическое интервьюирование – это метод опроса предполагающий сбор социологических данных путем личного контакта социолога с респондентом (face to fase). Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе.
Виды интервью:
1. Свободное (нестандартизированное) – разговор по широкому кругу вопросов, предусмотренных программой исследования;
2. Формализованное (стандартизированное) - предполагает общение с респондентами по заранее составленному плану, в котором предусмотрены формулировки вопросов и возможные заранее подготовленные варианты ответов;
3. Фокусированное – проводиться по определённой теме, респонденту предварительно дают материалы для ознакомления с темой;
4. Полустандартизированное – интервью, предполагающее использование не только закрытых вопросов, но и некоторого количества открытых вопросов.
Анкетный опрос – это бланк, содержащий вопросы и высказывания, составленные по определённым правилам для респондента, участвующего в процедуре опроса как коммуникатора информации. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью.
Основные виды анкетирования: очное и заочное
Виды вопросов в анкете:
Закрытым называется вопрос, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов
Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.
Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.
Контрольные вопросы проверяют респондента на искренность.
Особое место в кругу социологических методов занимает экспертный опрос, когда на вопросы анкеты и интервью отвечают не обычные граждане, а специалисты по изучаемой проблеме.
Экспертный опрос – эта беседа с компетентным лицом, специалистом в определённой области знаний или официальным представителем, имеющим опыт общения в исследуемом коллективе. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования.
Социометрический опрос – предполагает сбор данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью заранее сформулированных социометрических критериев.
В социологическом исследовании используются различные методы сбора социологических данных.
Социологическое наблюдение – это целенаправленный, планомерный, определённым образом фиксируемый сбор информации на основе визуального и слухового восприятия социальных процессов и явлений.
Социологическое наблюдение принято подразделять на различные формы и виды:
1. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к исследуемому объекту:
а) включённое – респонденты обычно не подозревают, что за ними ведется наблюдение;
б) не включённое – социолог ведёт наблюдение и не скрывает от респондентов своих подлинных намерений;
в) самонаблюдение – наблюдатель регистрирует собственные акты поведения или состояния.
2. По уровню стандартизации исследовательских процедур:
а) стандартизированное – проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования, точно знает, что и как будет наблюдать;
б) свободное – осуществляется без жесткой регламентации;
в) комбинированное – предполагает одновременное сочетание двух предыдущих видов наблюдения.
3. В зависимости от места и условий их проведения:
а) полевое – проводится в естественных условиях;
б) лабораторное – организуется в лабораторных или экспериментальных условиях;
в) лабораторно – полевое – наблюдение в естественных условиях с частичным вмешательством наблюдателя.
Анализ документов – один из основных методов социологического исследования, которое предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т.д. Изучение документов позволяет увидеть многие важные стороны социальной жизни. Комплексный характер социологических исследований требует изучения всех документов, содержащих информацию об объекте. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.
В социологии принято различать два главных вида анализа документов:
- качественный (традиционный);
- количественный (контент-анализ)
Традиционный анализ включает в себя все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документа, а также на логическом обосновании выводов.
Контент-анализ (с англ. content analysis – анализ содержания) – количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Суть количественного анализа документов заключается в том, что в документе выделяются такие признаки и свойства (ключевые понятия, стандартные фразы), которые отражают содержание документа и которые можно подсчитать. Сам анализ проводится путем количественного сопоставления различных элементов текста по отношению друг к другу и общему объему информации.
К числу самых своеобразных, редко используемых и трудно осваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент.
Социологический эксперимент – метод получения социологической информации, основанный на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных контролируемых факторов, искусственно введённых в исследуемый объект или окружающую его среду.
Эксперимент сформировался и существует как метод, основной целью которого является проверка гипотезы, основанной на теоретических представлениях о связи между характеристиками изучаемого явления, результаты имеют прямой выход на практику, на различные по характеру управленческие решения.
Для уточнения границ объекта и, в определенной мере, предмета исследования используется выборка исследования, с помощью которой заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности).
Изучая, например, отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, нет необходимости опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить только часть респондентов, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим показателям, существенным для исследуемой проблемы). Важно, чтобы выбранные единицы исследования адекватно отражали объект исследования в целом, который в данном контексте совпадает с понятием «генеральная совокупность».
Генеральная совокупность – это множество (совокупность) всех элементов объекта исследования, ограниченные естественными территориально-временными рамками и оговоренные в программе исследования.
Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статистические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.
В практике социологических исследований используются различные типы выборки:
1. Эмпирическая выборка – часто применяемая при небольших по объему исследованиях. Этот тип выборки можно подразделить на виды:
а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»);
б) квотная выборка (когда создается «модель», пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным показателям);
2. Вероятностная выборка (случайный отбор), когда используются приемы теории вероятности.
Основные виды вероятностной выборки применяемыми в прикладных социологических исследованиях могут быть следующие:
а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) – когда, например, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу «жребия»;
б) систематическая вероятностная выборка (например, каждый пятый или сотый)
в) серийная (гнездовая) – когда отбираются гнезда (бригады, участки, студенческие группы, иные подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые – отстающие, курящие – некурящие, удовлетворенные – неудовлетворенные своей работой);
Иногда выделяют выборки районированные, если отбору предшествует разделение генеральной совокупности на части (например, школы области можно разделить на городские и сельские, «благополучные» и «отстающие»). Выделяют еще выборки многоступенчатые, когда на первой ступени производится отбор, например, по районам, на второй – по предприятиям, на третьей – по цехам, участкам. Отдельный вид многоступенчатой выборки – многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объема.
Главное требование, предъявляемое к выборке, является ее репрезентативность (от франц. representative: показательный, представительный) – способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной. Иначе говоря, репрезентативность дает право отождествлять распределение исследуемых признаков в части объекта исследования с объектом в целом в пределах допустимых и заранее оговоренной погрешности.
Даже хорошо рассчитанная выборка отличается от генеральной совокупности. Уровень отклонения или иначе, ошибка выборки не должны выходить за пределы допустимых погрешностей.
Ошибка выборки – это степень отклонения выборки от структуры генеральной совокупности по наиболее существенным характеристикам. Основные типы ошибок выборки бывают следующие:
1) случайные ошибки – связанны со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);
2) систематические ошибки – возникают из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.
Проведение социологических исследований в Республике Беларусь имеет давние традиции. Они начинались еще в 20 годы ХХ века. Новый этап развития социологических исследований в республике начинается только с середины 60-х годов XX в.
В 1968 г. в составе Института философии и права Академии наук БССР был создан сектор конкретных социальных исследований, который возглавил профессор Г.П. Давидюк.
В 1990 г. в составе Академии наук Беларуси был создан Институт социологии (1990). Результаты исследований ведущих социологов Е.М. Бабосова, Г.Н. Соколовой. И.В. Котлярова и других находят воплощение на практике.
В 1991 г. социологическая лаборатория БГУ преобразована в Центр социологических и политических исследований БГУ. В настоящее время Центром руководит доктор социологических наук, профессор Д.Г. Ротман.
Социологической наукой в Беларуси активно занимаются такие ведущие социологи, как Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов, Д.Г. Ротман, И.В. Котляров, Г.Н. Соколова, В.В. Бущик, С.В. Лапина и др.
Важным шагом в развитии социологической мысли Беларуси стало учреждение Белорусского отделения советской социологической ассоциации (1976), которое в 1991 г. было преобразовано в самостоятельную Ассоциацию белорусских социологов.
Одно из ведущих мест в системе социологического потенциала страны занимает Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина. Основоположником применения социологии в образовательном и управленческом процессе в БрГУ имени А.С. Пушкина был профессор Коклюхин В.В. В настоящее время в университете работает социологическая учебно-методическая лаборатория, которую в разные годы возглавляли доценты Скакун Е.В. и Кавецкий С.Т. Важное место в ее деятельности заняли исследования региональных аспектов экономической, социально-политической и духовной сфер жизни. В период деятельности социологической лаборатории БрГУ имени А.С. Пушкина совместно с Брестским облисполкомом изучались факторы социальной стабильности в общественном мнении населения Брестской области, проводился социологический мониторинг социально-политической ситуации в г. Бресте и Брестской области, изучались политические рейтинги, предвыборные мониторинги избирательных компаний, мнение жителей г. Бреста о депутатах местных органов власти, ценностные ориентации и избирательные приоритеты студентов и т.п.
1. Назовите два основных направления, по которым проводятся исследования. Как они могут сочетаться между собой в конкретных социологических исследованиях?
2. В каких видах и формах может осуществляется изучение социальных объектов?
3. Назовите основные методы сбора социологической информации, наиболее часто используемые в прикладном исследовании?
4. Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность».
5. Что означает на сленге социологов «работать в поле»?
6. На какой вопрос респонденту легче ответить – прямой или косвенный?
7. Что такое репрезентативность выборки и как она обеспечивается?
8. Какие ошибки выборки часто встречаются в социологическом исследовании?
9. С какой целью планируются социальные эксперименты в программе исследования? Какие при этом возникают проблемы?
10. В чем вы видите преимущества метода наблюдения?