ИСТОРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ – 30 лет!

  • Рубрика записи:Статьи

Историческое образование занимает особое место в процессе обучения и воспитания студенческой молодежи, а также лежит в основе создания исторической памяти общества. С его помощью формируются  универсальные и профессиональные компетенции специалистов разных профилей, происходит становление личности будущего специалиста, складываются его идейно-нравственные ценности, укрепляется патриотизм.

В структуру Брестского учительского института в 1945 г. входило 3 отделения, одно из которых было историко-филологическое. На историко-филологическое отделение тогда было принято 27 человек, которые через два года получили профессию учителя истории, а также белорусского и русского языка и литературы. Учебный процесс по историческим дисциплинам обеспечивали кафедры марксизма-ленинизма и истории, которые возглавляли С.И. Табышева и А.Р. Горбачев. В конце 1945/1946 учебного года историко-филологическое отделение было реорганизовано в два отдельных отделения: языка и литературы и истории. Такая реорганизация стала необходимой ввиду слишком большого количества дисциплин на объединённом отделении.

В 1950 г., с открытием Брестского государственного педагогического института, прежние отделения были реорганизованы в факультеты. Отделение истории было ликвидировано, поэтому специальная подготовка историков в пединституте не осуществлялась. Для студентов БрГПИ преподавалась только одна историческая дисциплина – «История КПСС», закрепленная за общеинститутской кафедрой марксизма-ленинизма. На протяжении 1960-х – 1970-х гг., пройдя ряд реорганизаций, из кафедры марксизма-ленинизма в 1977 году выделилась самостоятельная кафедра истории КПСС [2, с. 13–14]. Преподавательский состав кафедры составлял 4 человека. В середине 1980-х гг. на ней работало уже 15 преподавателей, 12 из которых имели степень кандидата исторических наук.

Политика перестройки конца 1980-х гг. принесла значительные изменение, которые сыграли ведущую роль в дальнейшем развитии исторического образования в Брестском государственном педагогическом институте. Происходившие в обществе преобразования способствовали проведению дискуссий о моделях дальнейшего развития, требовали нового научного осмысления исторического прошлого. В соответствии с решением Совета института от 5 июля 1989 года в институте была создана новая кафедра истории, которую возглавил кандидат исторических наук, доцент В.У. Мелишкевич. Благодаря его активной деятельности в то время  был заложен фундамент исторического факультета. Первоначально в 1989 г. на филологическом факультете началась подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «История». В результате активной работы по формированию студенческого контингента, преподавательского состава были созданы возможности для создания нового факультета.

В итоге согласно решению Совета института от 10 июля 1991 г. с 1 сентября 1991 г. был открыт исторический факультет. Развитию факультета содействовал и ряд других факторов: становление независимости Республики Беларусь, интерес со стороны общества к ранее закрытым страницам истории, необходимость изучения «белых пятен» отечественной истории, а также потребность в специалистах по истории. В 1990–1993 гг. на факультете обеспечивалась подготовка специалистов по следующим специальностям: «История», «История» с дополнительной специализацией «Социальная педагогика», «История. Социально-политические дисциплины», «История всемирной культуры», а также на специальностях филологического факультета – «Белорусский язык и литература» с дополнительной специальность «История». В 1998 г. введена новая специальность «История. Религиоведение».

В 2000-е гг. продолжался набор на специальность «История. Дополнительная специальность –  Социально-политические дисциплины», «Мировая и отечественная культура», «Религиоведение». В период с 2005 по 2012 гг. осуществлялся прием на специальность «История. Иностранный (английский) язык», выпускники которой имели двойную квалификацию –  «Преподаватель истории и английского языка». В 2017 г. состоялся последний выпуск специалистов по данной специальности, диплом с такой квалификацией получили 80 специалистов.

В 2013 г. осуществились новые наборы на специальности с 4-летним сроком обучения «История и обществоведческие дисциплины», «История (религий)». В 2015 г. началась подготовка специалистов по новым направлениям «История (политология)» и «История (археология)». Как показывают итоги вступительных кампаний 2015–2020 гг., эти специальности пользуются популярностью, конкурс на них составлял от 2,2 до 3,8 человека на место [3]. Ежегодно на исторический факультет БрГУ имени А.С. Пушкина поступают от 10 до 15 абитуриентов из других областей республики.

История развития исторического факультета позволяет утверждать, что факультет стал региональным центром подготовки высококвалифицированных специалистов исторического профиля. Всего в 1993 – 2020 гг. диплом о высшем образовании получили 3122 выпускника, з их 1893 дневной формы получения образования, 1229 – заочной. Наибольшее количество выпускников дневной формы получения образования было в 2003 году – 94 человека, заочной формы – в 2009, 2010 гг. – по 90 человек.

С 1993 г. функционирует аспирантура по специальности «Отечественная история», выпускники которой успешно защищают кандидатские диссертаций. Так, в 2011, 2013–2014 гг. кандидатские диссертации защитили выпускники данной аспирантуры Е.В. Морозько, Т.П. Савчук, Е.А. Бурик, Е.Н. Борун, О.Н. Мерчук.

Важной вехой в развитии исторического факультета считается начало подготовки специалистов на второй ступени высшего образования, что стало возможным с открытием в 2006 г. магистратуры по специальности «Отечественная история», в 2019 г. начат набор на специальность «История» с профилизацией «Отечественная история». Степень магистра исторических наук уже получили более 60 выпускников магистратуры. Таким образом на факультете осуществляется цикловой характер подготовки специалистов высшей квалификации «студент – магистрант – аспирант – кандидат наук». Всего выпускниками факультета защищено свыше 20 кандидатских диссертаций.

В настоящее время на историческом факультете получают высшее образование 419 студентов, из которых 300 на дневной форме,119 – на заочной. На факультете обучаются 20 иностранных студентов, граждан Туркменистана.

Достигнутые факультетом высокие результаты в образовательной деятельности  были бы невозможны без профессионального профессорско-преподавательского состава. Наибольший вклад в развитие факультета вносит его профессорский состав, доктора наук, количество которых увеличивалось. Так, на факультете в разные периоды времени работали: доктор философских наук И.И. Акинчиц, доктора исторических наук Г.В. Корзенко (штатный совместитель), О.В. Петровская, М.Э. Чесновский, А.А. Горбацкий, Б.М. Лепешко и продолжают работать в настоящее время А.Н. Вабищевич, И.И. Шевчук, В.В. Зданович. На историческом факультете действовало 3 научные школы: культурно-антропологическая научная школа пад руководством профессора А.А. Горбацкого, по изучению истории, культуры и религии западнобелорусских земель (руководитель – профессор А.Н. Вабищевич), по истории и историографии Великой Отечественной войны (руководитель – профессор В.В. Зданович).

Преподаватели факультета разрабатывали новые уникальные учебные курсы, которые получали известность на республиканском уровне. Так, на историческом факультете впервые в Республике Беларусь стал преподаваться курс «Права человека», разработанный профессором И.И. Котляром. Наибольший  интерес у студентов вызывали такие учебные курсы, как «Генезис фашизма», «История национальных меньшинств Беларуси» (разработаны Е.С. Розенблатом), «Греческая мифология как феномен европейской культуры», «Культура античности», «Религиозная жизнь Римской империи» (разработаны Л.В. Харичковой), «Католическая церковь в средние века, «Проблемы социокультурного развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ–ХХI вв.» (разработаны А.Ю. Бодаком), «История старообрядчества», «Социально-культурная антропология» (разработаны А.А. Горбацким), «История науки», «История гуманитарных наук Беларуси (20 – 30-е гг. ХХ в.» (разработаны И.И. Шевчуком), «Состояние и проблемы развития белорусской культуры в межвоенный период», «Художественная культура Беларуси в контексте мирового наследия» (разработаны А.Н. Вабищевичем), «История религий родоплеменных обществ и древних цивилизаций», «История свободомыслия и атеизма», «Униатская церковь в Беларуси в ХХ в.» (разработаны А.Н. Свиридом), «Социально-экономическое и общественно-политическое положение в Западной Беларуси в 1921–1939 гг.» (разработан А.А. Савичем), «Христианская археология» (разработан А.А. Башковым), «Историческая демография Беларуси» (разработан Е.И. Пашкович).

Важной составляющей исторического образования является практическое обучение, учебные, производственные и преддипломные практики. Уже летом 1992 г. группа историков-студентов и преподаватели института прошли содержательную краеведческую практику в приграничном регионе Польши. Организатором и спонсором данной практики выступила Высшая сельскохозяйственная-педагогическая школа в г. Седльце. Для усиления практикоориентированности учебного процесса факультетом заключены договоры с рядом учреждений, которые стали базами практик, а также фактически являются заказчиками кадров, участвуют в формировании образовательных программ и выстраивании образовательных процессов. В настоящее время такие договоренности существуют с ГУ «Государственный архив Брестской области», УК «Брестский областной краеведческий музей», МК «Брестская крепость – герой», а также с Брестской епархией Белорусской Православной Церкви.

Важную роль в формировании профессиональных компетенций специалистов исторического профиля сыграли волонтёрские студенческие отряды, созданные под руководством доцента А.А. Башкова, старшего преподавателя В.Ю. Пилиповича для проведения этнографических экспедиций и археологических исследований ряда объектов в рамках программы по возрождению и сохранению историко-культурного наследия Брестской области. Кроме этого, с 2018 г. доцентом А.А. Башковым регулярно организуются выездные тренинги-практикумы для студентов по специальности «История (археология)» на наиболее значимые объекты историко-культурного и археологического наследия Брестской области (Ружаны, Коссово, Каменец, д. Достоево и др.). Такие тренинги-практикумы помогают глубже окунуться в будущую профессию, освоить на деле азы археологических исследований. Собранный в результате учебных археологических и этнографический практик, волонтерской деятельности уникальный материал стал основой для создания музейной экспозиции по археологии и этнографии.

Таким образом, становление исторического образования происходило в непростое послевоенное время, когда подготовка специалистов осуществлялась на отдельном отделении института, происходил подбор педагогических кадров, разрабатывались основы учебного процесса. Заметное развитие исторического образования получило в период перестройки и становления Республики Беларусь как независимого государства. Тогда был создан исторический факультет, формировалось новое содержание образовательного процесса, внедрялись новые подходы к изучению проблем истории Беларуси и всеобщей истории. В течение трех десятилетий сформировался профессиональный коллектив учёных и преподавателей, которые на высоком уровне осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием, магистрантов и аспирантов. Учитывая имеющийся кадровый потенциал, научные достижения, сложившиеся традиции исторического образования, можно утверждать, что факультет стал основным региональным центром по подготовке учителей  истории и обществоведческих дисциплин, специалистов в области идеологии, сотрудников учреждений культуры Брестской области.

Декан исторического факультета, Елена Алексеевна Бурик